Временная следственная комиссия Верховной Рады по расследованию обстоятельств трагедии под Иловайском считает, что в этих событиях виноват экс-министр обороны Валерий Гелетей и начальник генштаба Виктор Муженко.
Об этом говорится в предварительных выводах комиссии.
В частности, к трагедии привели ошибочные кадровые назначения в силовом блоке, неадекватные действия Гелетея и Муженко накануне, а также то, что президент не инициировал введение военного положения.
"Ошибочные кадровые решения существенно усложнили обстановку, а неадекватные действия министра обороны Гелетея и начальника Генштаба – главнокомандующего ВСУ Муженко привели к иловайской трагедии", – сказано в отчете.
В предварительном отчете сказано, что "в основе причин, которые привели к Иловайской трагедии, лежат фундаментальные проблемы в организации обороны страны".
По мнению комиссии, в результате невыполнения норм закона "Об обороне Украины", относительно введения военного положения, не был создан единый центр организации обороны страны – ставка верховного главнокомандующего – и как следствие, не был введен в действие стратегический план для отражения агрессии против Украины.
"Отсутствие единого центра организации обороны привела к непониманию стратегического замысла агрессора на каждом этапе", – сказано в отчете.
В своих выводах комиссия также указывает на проблемы с несвоевременным финансированием потребностей армии и невведение военного положения.
"Невведение военного положения привело к дезорганизации управления военными действиями, что в значительной степени спровоцировало иловайские события", – сказано в тексте отчета.
По мнению членов комиссии, уровень координации действия силовых структур, даже для условий АТО, был и остается неудовлетворительным.
Кроме того в комиссии считают, что также неудовлетворительно организована работа Генерального штаба по управлению Вооруженными силами.
"В Генеральном штабе, который формально не был штабом АТО, надлежащим образом не был налажен сбор, систематизация и анализ разведданных, которые были в распоряжении разных ведомств", – сказано в отчете.
В документе также отмечается, что предложения руководителей секторов обороны не воспринимались, "решения по ним, как правило, не принимались вовсе".
Кроме того, в документе сказано, что какие-либо доклады из зоны боевых действий о реальной обстановке в секторах обороны, которые "не соответствовали победным настроениям" Гелетея и Муженко, вызывали полное невосприятие и соответствующую агрессию вплоть до обвинений в трусости и угроз уголовного преследования.
"Решения руководства по таким докладам, необходимые для организации обороны и минимизации потерь, не принимались", – сказано в документе.
Кроме того, в тех случаях, когда руководители секторов получали четкую задачу, ее выполнение не подкреплялось необходимыми ресурсами.
Принятые в штабе АТО решение об операции в Иловайске не базировалось на проверенных разведданных, и не было обеспеченно необходимыми силами и средствами, отмечается в отчете ВСК.
"В результате выполнение поставленной задачи было практически полностью возложено на добровольческий батальон специального назначения МВД, который имеет милицейские функции и вооружен неадекватно поставленной задаче", – говорится в отчете.
Как заявил глава комиссии, депутат от "Батькивщины" Андрей Сенченко, восемь членов комиссии поддержали отчет, а три – отказались.
Как отметил депутат, комиссия продолжит свою работу до завершения каденции Верховной Рады нынешнего созыва.
Комментарии
4