В парламенте сейчас три законопроекта о высшем образовании - какая между ними разница?
Речь идет о двух разных модели развития страны. Принятие провластного проекта № 1187 (авторы - Г.Калетник, С.Кивалов, М.Сорока) приведет к консервации нынешнего курса на деградацию высшего образования. Зато два других законопроекта (№ 1187-1 - авторы А. Яценюк, Л.Гриневич, Л. Оробец, В. Кличко, Тягнибок, Р. Павленко, П. Розенко, О.Тягнибок, И. Фарион, О. Сыч и № 1187-2, разработанный группой под руководством М. Згуровского) дают основания надеяться на качественные изменения в высшем образовании.
Основное отличие - власть хочет закрепить зависимость вузов, ректоров, преподавательского состава от чиновников Минобразования. В результате, будет еще больше процветать торговля должностями, злоупотребления в сфере лицензирования и аккредитации высших учебных заведений, взяточничество - при поступлении, обучения и выпуска студентов. Мы же хотим обезвредить эту систему. Высшее образование должно строиться других принципах.
На каких?
Во-первых, вступление в вузы на конкурсной основе, по результатам ВНО. Во-вторых, прозрачное и эффективное распределение государственных средств на обучение. В-третьих, создание надлежащих условий для работы преподавателя - достойная оплата труда и больше времени для занятий наукой. В-четвертых, улучшение условий обучения для студентов. Это увеличение стипендий, возможность выбирать часть предметов, гарантированная возможность учиться по обмену в других вузах страны и за рубежом. В-пятых, финансовая, кадровая, академическая автономия учебных заведений и никакого ручного управления со стороны министерства. В-шестых, объективная оценка качества высшего образования независимыми агентствами. Седьмое - связь образования с современным рынком труда. Молодой человек сегодня еще должна доучиваться, чтобы соответствовать требованиям работодателей. Все необходимые знания и квалификации для первого рабочего места студент должен получать прямо в вузе.
Правительство устраивает то, что предлагают народные депутаты от Партии регионов?
Провластный законопроект выписан в интересах верхушки Минобразования, которая стремится усилить контроль за ректорами и преподавательским составом. Его также поддерживает часть ректоров, которых устраивает такая система и возврат к старым вступительным схемам. Но большинство образовательного сообщества прекрасно понимает, что это путь в никуда.
Третий законопроект, известный больше как проект "группы Згуровского", отличается от вашего?
Между законопроектами много общего. Прежде всего оба законопроекта защищают конституционное право граждан на равный доступ к бесплатному высшему образованию. А не так, как предлагает власть: есть деньги - поступаешь, нет - твои проблемы. Оба законопроекта также утверждают автономию вузов и академическую свободу.
Каждый из наших законопроектов может быть принят за основу, главное - не дать пройти провластному законопроекту, ведь это отбрасывает страну в прошлое.
Почему пытаются снова изменить принципы поступления в вузы? Такие заявления звучали недавно.
Когда создавали систему ВНО, объем взяток при поступлении достигал ориентировочно 2 млрд грн ежегодно. Система ВНО доказала свою эффективность, уничтожив теневой рынок вступительных взяток. Но главное, что тогда дали возможность поступить тысячам детей из необеспеченных семей. Проживающим в малых городах и селах.
Но есть силы, которые хотели поставить доступ к образованию в зависимость от кошелька. Поэтому в провластном законопроекте наряду с ВНО предлагаются вступительные экзамены, а также разрешено вообще без него поступать на платное обучение. И сегодня перед нами стоят задачи сохранить ВНО, как основу справедливого доступа к высшему образованию.
Чем будет лучше студенту, если примут ваш закон?
Молодой человек должен получать знания, профессию, а не заниматься поиском средств к существованию. Сегодня студенческая стипендия мизерная. В Комитете, который я возглавляю, регулярно получаем обращения о манипуляциях с порядком начисления и выплат стипендий. Мы планируем довести стипендию до прожиточного минимума.
В Европе студент может выбирать до трети курсов. Мы предлагаем предоставить студентам право выбирать до 20% учебных курсов - в соответствии с предпочтениями и карьерными планами. Сегодня так работает Могилянка.
Почему к Киево-Могилянской академии столько претензий у чиновников?
Между свободой и несвободой будет конфликт. Когда университет в условиях авторитарного управления позволяет себе иметь особое мнение, возникает конфликт с министерством. Борьба "могилянцев" за свои права заслуживает высшей уважение. Это ростки академической свободы. Наша задача - расширить эту территорию свободы на всю Украину.
Почему в Украине остается так много университетов?
Проблема не в количестве вузов, а в количестве их выпускников, которые не имеют работы из-за низкого качества образования. Сейчас Министерство насильно укрупняет вузы. Поэтому "теряются" архивы документов, здания, земельные участки. Мы выступаем за эволюционный путь развития. Нужна конкуренция между вузами за студентов и государственное финансирование. Постепенно слабые вузы будут вынуждены присоединиться к более сильным. От этого студент выигрывает на качестве образования, а преподаватели будут получать значительно более высокую зарплату и совершенствовать квалификацию.
Комментарии
15