Ексклюзивы
понедельник, 01 июля 2024 18:02

Шанс на изменение политического курса. В Иране выбирают президента

Шанс на изменение политического курса. В Иране выбирают президента
Іранці на виборчій дільниці. Серед лідерів президентських перегонів є кандидат, який виступає за зближення Ірану із Заходом та за розширення прав жінок. Фото: eastnews.ua

Одно из крупнейших государств исламского мира, Иран, в эти выходные выбирало президента вместо погибшего в авиакатастрофе Ибрагима Раиси. Похоже, страну ожидают изменения, важные и для Украины. Почему - разбиралась Gazeta.ua.

Первый тур на троих

По результатам первого тура досрочных президентских выборов в Иране будут дальше соревноваться за высокий пост два кандидата: Масуд Пезешкиян и Саид Джалили.

Масуд Пезешкиян, бывший министр здравоохранения Ирана, считается реформатором, поскольку выступает за диалог с Западом в рамках "ядерного соглашения" и умеренное расширение прав иранских женщин. Со старта он был малоизвестным кандидатом, поэтому на его лидерство мало кто надеялся. Саид Джалили был советником Верховного лидера Ирана Али Хаменеи по нацбезопасности, переговорщиком с Западом по ядерной программе, ныне является жестким консерватором типа Трампа. Впрочем, основным кандидатом считался спикер парламента Ирана Багер Галибаф, противник сближения с Западом.

Двое плюс террористы

Выборы в Иране проходят нервно: из более 30 желающих стать кандидатами Экспертный совет допустил к баллотированию только 6 человек. Со своей стороны, Верховный лидер страны, аятолла Али Хаменеи, определяющий основные направления внутренней и внешней политики, косвенно поддержал Галибафа, в пользу которого снялись с выборов два консервативных кандидата. Потому победа в первом туре Пезешкиана стала неожиданностью.

Но будет ли у нее продолжение, другими словами, это тренд или ситуативное явление, станет известно уже 5 июля, когда состоится второй тур выборов, потому что ни один из кандидатов не набрал 50%+1 голос. Предпосылки для новых сюрпризов: в первом туре явка составила рекордно низкие 40%, следовательно, у кандидатов-конкурентов есть большой электоральный ресурс. Кроме того, разрыв между Пезешкианом (42,5%) и Джалили (38,6%) незначителен – всего 4%, для его преодоления достаточно мобилизовать поклонников или склонить на свою сторону сторонников соперника.

Похоже, состязание уже началось. Конкуренты встретятся на дебатах, а власти арестовали террористов, которые, по версии правоохранителей, планировали сорвать голосование в первом туре.

Пезешкиан и Украина

Поддержка малоизвестного кандидата-реформатора была отчасти прогнозируемой, поскольку в Иране тяжелая экономическая ситуация (в частности, высокая инфляция). Поэтому это было председательство не столько за конкретного кандидата, сколько против текущего положения дел и своего рода протест, отметила аналитик по Ирану Центра международной политики в Вашингтоне Сина Тусси. Даже призыв и личный пример Али Хаменеи не повлиял на явку.

Во втором туре иранцам предлагается выбор между реформатором и традиционалистом, способствующим поляризации мнений. С другой стороны, такой предвыборный пасьянс может отвлечь от участия в голосовании тех, кто предпочел бы положительные изменения, но без кардинальных сдвигов во внешней или внутренней политике.

Для Украины эти выборы могут стать гораздо более важными, чем для Ирана. "Фактически после произошедшей 19 мая авиакатастрофы появилась возможность поворота Ирана к Западу и это может быть выгодно некоторым иранским политикам, - отметил политический аналитик Александр Мусиенко. - Ведь "ядерное соглашение" предполагало выход Ирана на мировой рынок нефти и газа, что для нас было бы хорошо, что непременно приведет к снижению цен. Сотрудничество и взаимозависимость с Россией уменьшились бы".

Как рассказал Мусиенко, Пезешкиян в ходе предвыборной кампании провел активную и мощную кампанию, ездил в регионы.

"Россия планирует подписать с Ираном такое соглашение, как с КНДР. Если победит Пезешкиян, этого не произойдет", - подчеркнул он.

Скептицизм по поводу реформатора

Впрочем, в Иране президент во внешней политике зависим от аятоллы, поэтому "победа Пезешкиана не станет плохой новостью для Хаменеи, поскольку он будет слабым президентом, соответственно, его будет легче контролировать", считает иранский писатель и научный сотрудник Центра Ближнего Востока и Глобального порядка Араш Азизи.

А Хаменеи высказался негативно в адрес политиков, которые считают, что прогресс возможен только через Вашингтон. "Такие политики не сделают ничего хорошего для Ирана", - заявил он, намекая на Пезешкиана. Тот в ответ пообещал в вопросах внешней политики полностью подчиняться Хаменее.

Тем не менее, если победит Пезешкиян, можно надеяться на его сотрудничество с бывшим министром иностранных дел Джавадом Зарифом. Зариф учился в США, имеет хорошие контакты в Вашингтоне и способен растопить лед в отношениях между двумя странами, пусть и по отдельным вопросам. Положительные поощрительные сигналы уже есть. Умеренная позиция Пезешкиана облегчит западным государствам переговоры с Ираном, надеется советник Госдепартамента США Вали Наср.

Сейчас вы читаете новость «Шанс на изменение политического курса. В Иране выбирают президента». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть