Ексклюзивы
среда, 20 декабря 2017 20:24

Реформу суда начали не с крыши, а с фундамента - экс-глава пенитенциарной службы

Реформу суда начали не с крыши, а с фундамента - экс-глава пенитенциарной службы
Судебная реформа состоится только тогда, когда будут эффективно работать суды первой инстанции. ФОТО: ukrafoto.com

В Украине начал работу новый Верховный суд. Также вступили в силу новые редакции процессуальных кодексов - Хозяйственного, Гражданского и Административного. Старый Верховный суд и высшие спецсуды ликвидировали. О том, как эти изменения повлияют на принятие решений рассказал адвокат, экс-глава пенитенциарной службы Сергей Старенький.

Как оцениваете изменения судебной реформы?

- Судебная реформа состоится только тогда, когда будут эффективно работать суды первой инстанции. Для этого их надо доукомплектовать новыми независимыми судьями.

У нас реформирования системы начали с крыши, а не с фундамента. Теперь кассационные (кассация - проверка судом третьей инстанции законности и обоснованности приговоров и решений суда, вступивших в законную силу. - gazeta.ua) дела будет рассматривать Верховный суд. Не думаю, что изменение кассационной инстанции с Специализированного суд на Верховный, в котором будет просто несколько палат, существенно изменит систему правосудия в Украине. Чтобы дойти до этой инстанции, людям сначала надо обратиться в районный суд, затем в апелляционный, затем уже в Верховный. По сути это просто другое название. По сравнению со спецсудами, количество палат в Верховном суде уменьшится. Каким образом они будут рассматривать весь вал кассационных дел - пока не понятно. И раньше в спецсудах дела рассматривались более года.

Эти нововведения должны были сделать суды максимально независимыми от политики.

- На самом деле судебную власть, хотя и завуалированно, но назначает и снимает президент. Высший совет правосудия также формирует президент. Он сегодня имеет приоритетное право воздействия на органы правосудия. Судебная власть должна быть самостоятельная и защищенная законом. Общество сможет контролировать ее, если внедрить избирательную систему. По крайней мере в первой инстанции - районном уровне. То есть судья избирается на пять лет. Если он работает - народ его переизбирает, не работает - проигрывает выборы.

Что именно должно измениться в судах первой инстанции?

- У нас уровень апелляционного обжалования в судах первой инстанции очень высок. Принято решение - у людей сразу реакция: пишем апелляцию. Первая инстанция вообще никем серьезно не воспринимается. Это происходит из-за позиции самих органов государственной власти, которые обязательно обжалуют решение в апелляционном порядке. Это как будто даже обязанность. Новую структуру - Верховный суд - поглотит та же волна недовольства людей и массовые кассационные жалобы, которые будут писать почти на все решения. Думаю, пока эта волна судебной реформы не дойдет до судов первой инстанции, ничего не изменится.

Для сравнения в европейских странах уровень апелляционного обжалования - 7 - 10%. То есть в апелляции оспаривают только каждое десятое решение. Аналоги наших Верховных судов в Европе более научного значения. Они обобщают практику, рекомендуют судьям, как правильно принимать решения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Либо власть уничтожит НАБУ, либо мы создадим антикоррупционный суд - Найем

С 15 марта следующего года вступает в действие закон о "типичных" и "образцовых" делах, на основании которых будут приниматься подобные решения. Как это будет работать?

- Сейчас в Украине происходит серьезный слом судебной системы. Есть две системы правосудия - прецедентное право, как в Америке или Великобритании. То есть если когда-то было принято решение по аналогичному делу, органы правосудия обязаны им руководствоваться, выносить точно такое же решение. У нас Конституцией установлена ​​система непрецедентного права. Наши суды не обязаны учитывать решение своих предшественников. Но за последние годы все больше распространяется такая практика - учитываются предыдущие судебные решения. Даже прописывают в тексте решения: суд Н принял такое решение, потому и я принимаю такое же.

Какие это может иметь последствия?

- Это не совсем верно с точки зрения правовой системы, которая действует в нашем государстве. Закон об образцовых делах является возвращением нашей системы правосудия к прецедентной системе права. Якобы упрощенная процедура. Но это может привести к серьезным последствиям в изменении правовой системы нашей страны. В ней и так немного хаос. Если такие дела начнут рассматриваться, думаю, что порядка не прибавится. Если принимаем прецедентную систему права, должны перестраивать все кодексы и правила, согласно которым происходит принятие решений судами. А так правила остаются старые, но вводятся элементы прецедентного права. Сейчас, например, есть рейдерские захваты. Есть какие-то решения судов, которые выносили коррупционными методами. Выносят решения, что земля, например, принадлежит какому-то рейдеру. Следующий рейдер по другому делу использует это как образцовое дело. В этом риск.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Опрос показал, кого бы украинцы провели в новую Верховную Раду

С чем связан недокомплект судей? Заработная плата или условия?

- Сейчас судья апелляционного суда области получает зарплату 100 - 120 тысяч гривен. Укомплектования судов, особенно что касается судов первой инстанции, стало предметом политических торгов. Каждая политическая сила пытается укомплектовать органы правосудия своими людьми. Последнее слово за президентом. Он должен подписывать указ о назначении судей. Эти политические разборки привели к тому, что остаются работать только старые кадры, на которых достаточно компромата. Новых судей очень мало и система их назначает: кто его знает, чего от них ждать.

Вводят штрафы для участников судебного процесса за злоупотребление процессуальными правилами. Как это работает?

- Злоупотребление правом - новая норма. В некоторых случаях она уже действует. Стороны процесса - адвокаты, прокуроры или другие - иногда злоупотребляют своим правом. Например, постоянно подают одно и то же ходатайство, в котором суд отказал. С одной стороны - нет ограничений, чтобы их не подавать. С другой - сторона процесса постоянно его заявляет, например, с целью затянуть время судебного разбирательства.

Или есть автоматизированная система распределения. Люди обращаются с делом в суд, компьютер решает, какой судья будет рассматривать данное дело. Была схема: заявитель бросал в один суд десять заявлений, но в разное время. Система распределяет одно и то же дело на разных судей, заявитель выбирает того, кто ему нужен, кто, как он считает, рассмотрит дело правильно. Все остальные дела - игнорирует. Это и есть злоупотребления.

Штрафы примерно от 1800 гривен. В некоторых случаях - может привести к лишению права на адвокатскую деятельность.

Кого коснется досудебное урегулирование споров: граждан или организаций?

- Досудебное урегулирование спора касается всех участников, которые могут участвовать в процессе. Это прогрессивное решение. Бывает, люди обращаются в суд, даже не поговорив друг с другом. Медиация, или досудебное урегулирование спора, позволит разгрузить суды, а людям - не тратить силы, нервы и деньги на длительное судебное разбирательство.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гройсман рассмешили вопросом о выборах президента

С 15 марта ожидается еще одно новшество - электронный суд. На что это повлияет?

- Это положительное и серьезное изменение. Весь документооборот будет происходить в электронной форме. Для этого профессиональные участники процесса - адвокаты, прокуроры, судьи - получат цифровые электронные подписи, благодаря которым в электронной системе будут обмениваться заявлениями, ходатайствами, судебными повестками - всеми теми документами, которые сейчас в письменной форме идут по почте. Это значительно ускорит рассмотрение: оно станет более мобильный, эффективным и современным. Главное, чтобы не было такого, что этот реестр работает на судебную власть, а его владельцем является некая фирмочка или посредник.

Какие последствия будет иметь решение о монополии адвокатуры, которое вступит в силу с 15 марта?

- Я очень положительно это оцениваю. Многие граждане самостоятельно обращаются в суд, не зная юриспруденции, - теряют возможность отстоять свои права из-за элементарную юридическую неграмотность. Иногда дела поручают юристам, которые, не имея судебного опыта, также проигрывают дела. Монополия адвокатуры - распространенная практика в мире. Адвокаты, судьи и прокуроры говорят на одном языке. Им проще понять, о чем идет речь. Граждане без адвокатуры менее защищены. Нововведение будет гарантировать, что адвокат, который будет защищать ваши права в суде, получил необходимую лицензию, его квалификацию и опыт были проверены.

Кто будет платить за представительство в суде и сколько это будет стоить?

- Человек сам оплачивает услуги адвоката. Затем, если дело выиграно - ​​может взыскать с ответчика деньги, которые он потратил на адвоката. Если денег нет - можно обратиться в Центр бесплатной правовой помощи.

Еще одно новшество законопроекта о судовом процессе - судебный сбор и залог.

- Судебный сбор есть и сейчас, раньше назывался "госпошлина". Это оплата услуг работы суда. Стандартный судебный сбор, если иск неимущественного характера, на сегодняшний день - 700 гривен. Это для того, чтобы отсечь незначительные иски. Залог вносится для подтверждения серьезности намерений истца или ответчика. Для того, чтобы возместить убытки. Он находится на счете суда до вступления решения в законную силу.

3 октября 2017 Верховная Рада приняла новые редакции Хозяйственного, Гражданского и Административного процессуальных кодексов, которые вступили в силу 15 декабря. В то же время начал работу Новый Верховный суд.
15 марта 2018 начнут действовать ранее принятые законы о "электронном суде", "типичных" и "образцовых" делах, монополию адвокатуры, а также изменения в Уголовном процессуальном кодексе, в частности об ограничении сроков досудебного расследования.

Сейчас вы читаете новость «Реформу суда начали не с крыши, а с фундамента - экс-глава пенитенциарной службы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть