Экс-вице-премьер России и один из лидеров оппозиционного российского движения "Солидарность" Борис Немцов прокомментировал последние украинско-российские договоренности и ситуацию в обеих странах в интервью Gazeta.ua.
"Решение о демаркации - хорошо. Это предопределено потеплением отношений. И сводит на нет все возможные территориальные претензии друг к другу. Что же касается Приднестровья - Украина же тоже должна принимать участие в этой проблеме, потому что ранее ее участие было слишком ограниченным. То есть, в целом, очень позитивные соглашения, мне кажется. То, что критикуют соглашения до появления доступа к их текстам, - это всегда так. Нужно дождаться, пока они появятся."
На вопрос, как в самой России относятся к соглашениям с Украиной, Немцов отметил, что отношение к ним - крайне неоднозначное. Особенно - к харьковским договоренностям.
"В России наиболее резонансным стало соглашение "газ в обмен на флот", поскольку это грандиозный финансовый убыток для России. Это сотни миллиардов долларов, которые потерял государственный бюджет, невероятный удар по бумажникам россиян. И это взамен на металлолом. А вот нынешний визит выглядел очень спокойным и взвешенным, без любых скандалов. Я не думаю, что украинское руководство сделало что-то во вред Украине. Если вопросы относительно пролива не развязали, развяжут потом. Вообще, вопрос относительно границ очень чувствительный всегда. Что бы они там не подписали, это точно не была сдача интересов Украины. Хотя, скорее всего, они просто не до конца все решили. Но, если решили хоть что-то - уже хорошо."
Также российский политик назвал бессмыслицей предложения относительно объединения "Газпрома" и "Нафтогаза". По его мнению, это просто делается для того, чтобы лишний раз позлить украинских патриотов и оппозицию.
"Не будет никакого объединения. Без шансов. Украинцы считают газовую трубу символом суверенитета, и даже Янукович уступать ее не будет. Максимум, что могут сделать, - это какое-то совместное предприятие по модернизации газотранспортной системы. Надеяться, что в это вовлекутся европейцы, - можно, но это же очень длительный процесс. А то, что главный актив - собственно украинская труба, останется в собственности Украины, у меня никаких сомнений не вызывает. Да и юридически это невозможно, поскольку украинское законодательство запрещает продавать стратегические объекты. Они просто так говорят, чтобы подразнить ваших патриотов. И сами знают, что шансов на это - нуль. Поэтому, подразнят-подразнят и все."
Немцов также отметил, что в самой России Дмитрий Медведев, после приезда из Украины, может столкнуться с большими проблемами из-за акций шахтеров на Кузбассе. Там, после взрывов на шахте "Распадская" шахтеры организовали митинги против правительства и даже перекрыли железную дорогу. Разгонял их российский ОМОН. И российская власть даже не объявила национальный траур по жертвам трагедии.
"Это просто в голове не укладывается", говорит Немцов. "Российская власть очень боится, что шахтеры начнут играть политическую роль. Потому что был создан на Кузбассе абсолютно азиатский диктаторский режим во главе с губернатором Тулеевим. Профсоюзы не имеют ни одной возможности защищать рабочих. А власть боится, что возобновится ситуация 80-х. Именно беспорядки на "Распадской" начали серию процессов, в результате которых рухнул Советский Союз. И они боятся, что именно из нее начнется и демонтаж всего путинизма. Кроме того, "Распадская" - это собственность друга Путина, Абрамовича, а, следовательно, они там еще и защищают бизнес путинят."
В Украине такого быть не может, уверен Немцов. Однако, если украинцы не будут внимательными, то могут потерять демократию и даже свободу слова.
"За свободу нужно бороться. И за свободу слова в первую очередь. Если вы будете спокойно наблюдать за тем, как вам закрывают рот, то случится то же, что и в России. Я думаю, если вы потеряете свободу слова, вы потеряете все. Просто все. Они тогда будут красть еще больше, бить вас палками по голове, будут унижать и закрывать рты. Мне кажется, украинская оппозиция вообще должна была бы в первую очередь защищать именно свободу слова. Создать такой себе Фонд защиты свободы слова. И при наименьшем поводе, когда кажется, что эту свободу нарушают, организовывать массовые акции протеста. Потому что люди с кляпом во рту не могут жить достойно. И счастливыми быть не могут. К сожалению, у нас в Москве немногие это понимают. Кажется, что в Киеве это понимают лучше."
Комментарии
32