Под видом сотрудничества в авиаотрасли Россия может устранять Украину как конкурента на постсоветском пространстве.
Такое мнение в комментарии Gazeta.ua выразил экономический эксперт Борис Кушнирук.
"Отрасль авиастроения в большой мере зависит от кооперации. Ни одна страна мира не строит самолеты полностью самостоятельно. И Боинг, и Аэробус, и Эмбраер строятся совместно.
Если Украине с Россией действительно удастся наладить сотрудничество и возобновить производство Русланов или самолетов пассажирского класса - это будет замечательно. Другое дело - есть ли у России желания воспринимать Украину как равноправного партнера. Россияне к этому не привыкли", - сказал Кушнирук.
По его мнению, у России было более чем достаточно поводов начать выпускать самолеты совместно с Украиной. Но Россия лишь блокировала наше взаимодействие в авиастроении. Например, мы должны были строить совместно АН-70 для транспортно военных перевозок.
Строительство сначала будто начиналось, потом останавливалось. Причиной остановок было то, что, мол, этот самолет не устраивает россиян по каким-то характеристикам как военный. И Украина, которая имела возможность начать совместную работу с европейцами, фактически не сотрудничала ни с европейцами, ни с россиянами.
Этими затягиваниями Россия пыталась устранить Украину-конкурента на постсоветском пространстве. Таким образом, мы прекращали сотрудничество с Европой, но с Россией оно тоже было бесплодным.
"Украина и Россия могут наладить серийное производство середнемагистральних самолетов, потому что ни Россия, ни Украина дальнемагистральных самолетов не производят. Когда-то были дальнемагистральные самолеты серии ИЛ, но их уже не выпускают.
Дальнемагистральные строят лишь конкуренты - Аэробусы или Боинги. Перспективы налаживания производства таких самолетов я, честно говоря, не вижу. У Украины нет технологий. А Россия может применить свои лишь в сотрудничестве с западными странами.
Сомневають, что Боингу или Аэробусу они нужны", - отметил эксперт. Он напомнил, что, с другой стороны, сейчас россияне строят пассажирский среднемагистральний самолет вместе с американцами. Поэтому у эксперта есть сомнения, что россияне сегодня готовы фактически поддерживать конкурента-Украину.
Кушнирук сказал, что Украина выпустила со времен независимость лишь 5 самолетов. Производство их является окупным, когда в пределах одной серии выпускается не менее 100 самолетов.
"Больше всего расходов идут не на производство, а на разработку самолета. Если наладят украино-российское производство, чтобы было хотя бы 40-50 самолетов, то это будет хороший результат. Хотя я в него пока еще не верю. Наши самолеты могут использоваться на поприщах бывшего Советского Союза, Ближнего и Далекого Востока, в частности Китая", - считает он.
Напомним, Виктор Янукович и Дмитрий Медведев на общей пресс-конференции заявили, что сотрудничество Украины и России в авиастроительстве предусматривает такие условия: если самолет составляют в России, то его комплектование осуществляется на 60% из российских запчастей, а на 40 - из украинских. Если наоборот, тогда комплектование происходит на таких условиях: 60% составляют украинские комплектущие, 40 - российские.
Gazeta.ua
Комментарии
2