К политическим кризисам в Грузии, Молдове и Румынии добавилось наибольшее за последние годы обострение в Сирии. Что их объединяет и почему Москва странно ведет себя в эти дни, разбиралась Gazeta.ua.
После жесткого разгона митингующих в ночь на 29 ноября премьер Грузии Ираклий Кобахидзе пригрозил "дипломатическими мерами" послу ЕС Павлу Герчинскому за то, что он высказался в поддержку оппозиции. Это может быть, например, выдворение дипломата.
В Румынии 15 декабря могут быть проведены перевыборы президента, если Верховный суд страны отменит результаты уже проведенного голосования. Напомним, там лидером неожиданно стал пророссийский политик Колин Георгеску. Суд назначил перечислить более 9 миллионов голосов и прошли массовые протесты против Георгеску.
В Молдове Конституционный суд подтвердил победу Майи Санду на выборах президента, но Партия социалистов республики Молдова требует выразить недоверие правительству Дорина Речана из-за кризиса в энергетике.
Добавили перца
Стремительные политические обострения объединяет одно: Грузия, Молдова и частично Румыния находятся в интересах России. Во всех трех государствах раздавались заявления о российском вмешательстве в выборы. И Кремль в течение недели проявлял признаки раздражения, повторяя, что "не вмешивался, но пристально следит".
Но вмешаться пришлось, потому что рвануло далеко и болезненно.
28 ноября стало известно о самой большой за последние 5 лет эскалации в Сирии. Там Россия в свое время поддержала президента Башара Асада против повстанцев, самыми кровавыми были бои за город Алеппо, переломившие ход войны в пользу Асада.
В настоящее время вооруженные силы повстанцев перешли в массированное контрнаступление и захватили около 100 квадратных км территории, военную технику, заняли от 50 населенных пунктов на севере страны и обстреляли Алеппо. Это стало величайшим достижением повстанцев на протяжении последних лет. Башар Асад немедленно прибыл в Москву с необъявленным визитом и, несмотря на отсутствие Путина, который был в Казахстане на саммите ОДКБ, решил ждать.
Есть куда ракеты бросать
Представитель диктатора Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не комментируют визит Асада в Москву по соображениям безопасности, но "ситуация в Алеппо является посягательством на суверенитет Сирии, Россия выступает за наведение порядка в стране".
Как именно, Песков не уточнил. Но в российских пабликах ширится версия возможных ракетных ударов по сирийской оппозиции, якобы инструктируемой турецкими спецназовцами. Причем вроде бы Эрдоган таким способом отомстил России за ночные удары по "зерновому коридору" на территории Украины.
В западных СМИ акцентируют внимание на перемирии на ближнем Востоке как на вероятном поводе для наступления оппозиции в Сирии.
По данным источника TWZ, Башар Асад попросил Путина вернуть сирийцев, воюющих в Украине на стороне РФ, однако получил отказ. Напомним, несколько месяцев назад с аналогичной просьбой к нему обращался премьер Индии Нарендра Моди. Его ходатайство было удовлетворено.
сирийская армия Башара Асада в одиночку не способна долго и эффективно сопротивляться, хотя Асад и объявил контрнаступление. Это значит, что Путин перед мучительным выбором
Раздражение Кремля объясняется просто: РФ и Турция были посредниками в заключении перемирия в Сирии, согласно которому Россия вывела часть своих войск. Наступление сирийских повстанцев сталкивает лбами Россию с Турцией. Регулярная сирийская армия Башара Асада самостоятельно не способна долго и эффективно сопротивляться, хотя Асад и объявил контрнаступление. Это значит, что Путин перед мучительным выбором: либо после лет осторожных маневров ссорится с Эрдоганом, либо ограниченно поддержать Асада без причинения существенного вреда повстанцам, чтобы не конфликтовать с Эрдоганом. Если поругаться, то под угрозой будет "Южный поток".
Но есть еще один побуждающий к воздержанию игрок - Иран.
Иранский след
По данным иранских СМИ, 28 ноября сирийские повстанцы убили генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР), что вызвало осуждение официального Тегерана.
Наступление повстанцев стало частью плана "дьявольского режима Израиля и США", заявил представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи. Логично, что Россия должна послать сигналы в Иран, однако, по мнению ряда российских пропагандистов, сейчас Путину нужно срочно разбираться с руководством российской группы войск в Сирии, упустившей мощное наступление повстанцев. Иран же раздраженно предупредил Турцию не вмешиваться в дела Сирии, потому что КСИР и российские войска там находятся по приглашению Асада, а турецкие - нет.
Упустили угрозу
Для армии Асада атака оппозиции стала такой неожиданностью, что она неспособна была отразить удары, обратил внимание директор аналитического центра Рами Абдель Рахман. Пришлось спешно привлекать российскую авиацию. "Странно наблюдать, как силам режима наносят такие мощные удары, несмотря на российскую авиационную поддержку. Явные признаки подготовки к наступлению были, но их не приняли во внимание. Возможно, рассчитывали на поддержку проиранской группировки "Хезболла?" - предположил он.
Но в "Хезболле" как раз в эти дни было чем заняться, - вопреки перемирию, Израиль нанес еще ряд ударов по территориям, где, по данным разведки, наблюдалась активность боевиков. Следовательно, действия сирийской оппозиции превентивны, считает аналитик из Института стратегии и политики Ник Герас. "У них тесные связи с группировками, поддерживаемыми Турцией. Боевики пытаются предупредить возможность сирийской военной кампании в районе Алеппо", - подчеркнул он.
Огненный круг как путь к миру?
Так что, похоже, у Кремля обострились устаревшие болячки: Грузия, Молдова, Румыния, Сирия. Если Путин разругается с Эрдоганом, не исключено, что дружба с Ираном также усложнится.
Кремлевский диктатор, судя по его поведению во время пресс-подхода в Астане, не услышал на саммите ОДКБ желаемого и оказался в огненном кругу. И наличие нескольких "Орешников" не гарантирует решение продолжительных проблем. Поэтому наступление сирийской оппозиции кажется рычагом принуждения Путина к мирным переговорам, считает глава ОО "Украина в НАТО" Юрий Романюк, ведь он может являться частью крупного плана по созданию для него сложной ситуации. Причем, предполагает эксперт, этот план мог быть согласован избранным президентом США Дональдом Трампом через генсека НАТО Марка Рютте, поскольку понятно, что при неизменности его позиций переговоры по Украине даже теоретически невозможны. "Асаду нечем защищаться, а российские военные были переведены на войну с Украиной, - пояснил он. - Эрдоган неудачно съездил на саммит БРИКС, где его не приняли, он затаил обиду и ныне помогает в Сирии против Асада. Это второй фронт для Путина. Он на шпагате сидит. Он не может бросить Сирию, поскольку это его стратегическая зарубежная база, и на фронте против ВСУ очень напряженная ситуация. И ему либо бросать Сирию – либо Украину. Тут открывается окно возможностей для нас" По мнению эксперта, Иран вряд ли поможет Сирии, потому что армия и прокси-группировка краны значительно ослаблены.
Воевать никем – воевать нечем
В соцсетях объясняют наступление сирийской оппозиции следующим образом: Турция и ее прокси воюют с Россией, Ираном, Сирией и ее прокси, причем якобы готовится восстание внутри армии Асада.
Если восстание против Башара Асада будет успешным, он рискует остаться без армии. Отчасти этим можно объяснить мгновенный визит Асада в Россию. С другой стороны, вовлечение в атаку на режим Башира Асада узбекского ополчения "Таухид и Джихад" - это удар под дых Путину, который в течение последних нескольких месяцев общался с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиоевым и был более чем доволен результатами переговоров.
Такой демарш Узбекистана стал возможен только при одном условии – Мирзиоев знает, что не стоит бояться ответа, потому что его не будет. Путин в войне против Украины (в том числе в Курской области) задействовал до 90% личного состава своих вооруженных сил, в гарнизонах на территории РФ осталось 10-13% личного состава, рассказал военный эксперт Сергей Грабский. Да и внутри страны нужно покинуть контингент, чтобы пугать соседей, в частности, страны НАТО.
"Путину нечем поделиться с верным вассалом Башаром Асадом. А как перебрасывать войска - кораблями? Сомневаюсь, что кто-то позволит через Босфор и Дарданеллы. Самолетами? Даже с этой точки зрения, от позиции Турции зависит очень многое", - отметил он.
А руководители других государств сделают выводы – для большой геополитической игры одного "Орешника" явно недостаточно. И если что силой подавлять демократическое продвижение – это не "решать" проблему, а загонять вглубь, откуда она обязательно "рванет".
Комментарии