Посол Словакии в Украине Павол Гамжик считает, что не следует драматизировать ситуацию с демократией в Украине.
- Почему Евросоюз до сих пор не обнародовал оценку прошедших выборов и не высказался относительно перспектив дальнейших отношений с Украиной?
19 ноября на заседании Совета министров иностранных дел ЕС состоялась основательная дискуссия по Украине. Она показала, что с нашей стороны остается интерес к подписанию Соглашения об ассоциации. Условия для этого давно известны: решение Украины проблемы так называемого "выборочного правосудия" и реформа системы правосудия в целом.
Официальную позицию ЕС будет обнародовано Советом на следующем заседании в декабре. Мы ожидаем начала работы нового украинского парламента, ясности с формированием большинства в нем и возможных изменений в правительстве. Важно также, как отреагирует украинская власть на критику относительно проведения выборов, которая звучала из-за рубежа и внутри страны.
Мы не драматизируем ситуацию в Украине. Да, есть определенные проблемы с демократией. Но продвижение Украины к европейским стандартам, реализация ней и Евросоюзом взаимных экономических интересов - все это остается для нас актуальным. То есть, наше видение отношений с Украиной не ограничивается рамками прошедших выборов. Мы признаем, что они произошли не так, как бы это хотелось прежде всего самим украинцами. Время представляется, что результаты выборов удовлетворяют все политические силы. Парламентская оппозиция будет достаточно прочной, она проевропейская. Власть тоже называет себя таковой. Следовательно, есть возможности развития диалога и движения в направлении подписания Соглашения об ассоциации.
- Проведение демократических выборов было одним из трех условий для подписания - теперь вы называете только две. Следует понимать, что выборы все же "зачтено"?
Возможно, они и были в чем-то шагом назад, как указано в отчете наблюдателей от ОБСЕ. Поэтому теперь важно сделать несколько шагов вперед, извлечь уроки из того, что произошло. Опять же, мы будем отслеживать реакцию правительства на негативные явления, случившиеся во время выборов.
- То есть, 10 декабря Совет ЕС скорее всего примет положительное решение по разблокированию диалога по подписанию Соглашения об ассоциации?
Намерения ЕС относительно Украины всегда были положительными - вот только ситуация не позволяет двигаться вперед настолько быстро, как бы нам хотелось. Подписание этого соглашения в интересах и ЕС, и Украина. Но для этого нужно выполнить определенную работу. В частности, техническую: несколько месяцев уйдет на подготовку текста соглашения к подписанию на всех 24 официальных языках ЕС и украинского. Ну и должны быть выполнены упомянутые политические условия.
- Вы чувствуете наличие политической воли к решению вопроса Тимошенко и Луценко и качественных реформ системы юстиции?
Реформы можно было бы провести достаточно быстро. А что касается другого - надеемся, ваше руководство понимает суть дела и ищет выход из ситуации. Диалог по этому поводу продолжается. В частности, через специальную миссию Европарламента в составе его бывшего президента Пета Кокса и экс-президента Польши Александера Квасьневского.
- Польский премьер Дональд Туск и вице-премьер Украины Валерий Хорошковский публично предположили, что подписание Соглашения об ассоциации может состояться во второй половине 2013 года. Это реально?
Соглашение будет подписано тогда, когда Украина выполнит упомянутые условия. Ведь речь идет о демократических ценностях, от которых мы отступиться не можем. Как бы это выглядело в глазах наших граждан, которым подотчетны руководители государств ЕС? И компромиссы в вопросе ценностей означали бы потерю доверия и со стороны украинцев. О каких-то сроках не идет речь. По крайней мере, ЕС никаких временных рамок не устанавливают.
- Состоится саммит ЕС-Украина?
В начале 2013 года. Почему бы ему не состояться? Бывали и более сложные ситуации в отношениях между ЕС и Украиной. Если есть проблемы, то надо встречаться и искать пути их решения. Именно для этого и существуют, в частности, саммиты.
- Насколько важным аргументом для Евросоюза в нынешней ситуации является то, что в случае продолжения застоя в отношениях с Украиной она может пойти в противоположном направлении - к контролируемому Россией Таможенному союзу?
Я бы не сказал, что это аргумент. Хотя говоря об ассоциации, мы принимаем во внимание и геополитику. Понимаем, что существует давление на Украину с российской стороны. Россияне отстаивают свои интересы, мы - свои. Но выбор за вами, Украина суверенное государство. Ее отношения с ЕС могут оставаться такими, как и раньше - но мы откровенно говорим, что хотим видеть Украину интегрированной с Евросоюзом. Это в интересах и ЕС, и украинцев. Ведь евроинтеграция прежде всего направлена ??на улучшение жизни людей.
- Сейчас много говорят о том, что ЕС должен менять подходы в отношениях с Украиной. Согласны?
А что менять? Наш интерес к развитию отношений, подписания Соглашения об ассоциации, приоритеты сотрудничества - все это остается. Мы не видим смысла тормозить диалог, на сегодня аргументов для этого нет.
- Возможно, Евросоюзу следует активнее взаимодействовать с украинским обществом?
ЕС должен быть активным по отношению к обывателю. Предпринимать конкретные, видимые для них дела. Например, помочь украинскому правительству ускорить выполнение Плана действий по визовой либерализации. Это важно ввиду того, что хотя и медленно, но уменьшается поддержка евроинтеграции среди украинцев. Люди не понимают, что это такое, и кажется какой-то странной абстракцией. Тем более, что многие из них никогда не были в странах Евросоюза. Я убежден, что Евросоюз должен отменить визы для украинцев. Думаю, при мощной поддержке его экспертов Украина смогла бы в течение месяцев девяти сделать все для того, чтобы это стало реальностью.
Комментарии
9