С 23 января на Майдане появилась "Женская сотня". Это не военное образование, а женская группа, которая занимается мирным сопротивлением и образовательными мероприятиями. Уже проведено: мастер - класс по самозащите для женщин, лекция об истории женского движения, кинопоказ о производительной и репродуктивной работе женщины, марш протестующих женщин. О "Женской сотне" рассказывает одна из ее координаторов 30-летняя журналистка Нина Потарская.
Кому в голову пришла в голову идея создания "сотни"?
- Мы сидели с десятком девушек на кухне Евромайдана 23-го января и разговаривали о том, что нас не пускают на баррикады. Причем там были девушки, которые 19-20 января активно участвовали в боевых действиях. Получалось так , что вот такая девушка носит каску, потом уже передает булыжники, а вот уже стоит со щитом, пытается куда-то переходить. А под утро становится ясно, что она ведет людей в бой. То есть девушка была на Грушевского, по ней несколько раз попадали резиновыми пулями, а затем ей говорят: "Женщин и детей не пускать". Одна из участниц боевых действий еще в Афганистане, сейчас журналистка, подошла к баррикадам взять комментарий. Ее не пропустили. Она и говорит: "Я была на войне. А вы мне рассказываете, что это опасно. А вы, простите, кто? И почему запрещаете?". И так мы, говорили и в шутку кто-то предложил: "Давайте создадим Женскую сотню". И я написала об этом в Фейсбуке. За ночь получила шквал комментариев и сообщений от желающих приобщиться. Стало понятно, что "сотню" надо создавать.
Может, это у вас заговорила обида на мужчин?
- И обида, и ощущение того, что женщин считают слабее. Хотя на самом деле мужчины не всегда сильнее даже физически. Я видела, как на Грушевского пускали 15-летних ребят, фактически детей, которые не способны себя защитить. Но он - парень и все. А нас задерживают, потому что есть команда. Хотя она, на самом деле, тупая. Для чего эта дискриминация? Очень меня поразило чье-то то выступление на Майдане с сцены: "Спасибо, женщины, хранительницы вы наши. Улыбайтесь мужчинам. Они перегружены. Им надо сделать приятное, их надо расслабить". Похоже на приглашение от эскорт-сервиса. Это обращение было очень унизительным. Ведь женщины на Майдане были и в медицинской охране, например, и заслуживают и благодарности, и уважения. Мы с подругой – адвокатом, которая занимается делами задержанных, пошли на Автомайдан. Нам сразу: "Вы не нужны, и пресса не нужна, потому что она ничего не решает. Идите лучше мыть полы и делать бутерброды. Сейчас это будет более полезно". Ну разве не это обидно и унизительно?
Ладно, решили создать "сотню". Кому-то же надо ее возглавить?
- Не обязательно. Я всех координирую. Но это не лидерская позиция. Каждая из нас может представлять "сотню" и приобщаться к мероприятиям: образовательным и тренингам самообороны. Приобщиться могут все, кто хочет, может быть полезным. Сайт сейчас модерируют 15 девушек. Они отвечают на вопросы , пишут новости. Нет одного человека, который точно знает, как надо делать.
Какая главная функция "Женской сотни"?
- Мы хотим на равных с мужчинами вкладываться в протест и революцию. Поэтому мы решили проводить различные мероприятия в рамках "Женской сотни", чтобы говорить о дискриминации, показывать разных женщин в разных активностях, на баррикадах, в судах, на телевидении. Мы собираемся раз в несколько дней, планируем, когда будут тренинги по физической самообороне. Женщина может себя защитить не хуже, чем мужчина, имея навыки. Также у нас есть просмотр фильмов о женских забастовках или участии женщин в войнах. Думаем, как помочь вне Майдана. Например наблюдения в судах нужно наладить. Пресса ходит только на "звезд", и люди остаются без поддержки в суде. А пресса должна быть, чтобы хотябы посмотреть, как ведет себя судья. Также мы координируемся с другими инициативными группами Майдана. Вот обратилась некая женщина: "У меня есть 2-3 часа в день и я хочу что-то делать". Ага, мы смотрим, где сейчас есть потребность в людях. Например, в карауле больниц.
Что нужно, чтобы вас воспринимали серьезно?
- Надо прийти к Парубию (Андрей Парубий - комендат Майдана) принести список и сказать, что мы регистрируемся. Он сообщил, что не против. Это делается за час. Тогда уже трудно будет нас куда-то не пустить.
В "сотне" должно быть 100 человек?
- Не обязательно, достаточно нескольких десятков. А может быть и полторы сотни. Мы еще не знаем, сколько в наших рядах женщин. Еще их никто не записывал. Но события быстро развиваются, и скоро все будет структурировано.
"Фемен " тоже выступали за права женщин. Между вами есть разница, кроме обнажения?
- У нас мало женских организаций, которые занимаются отстаиванием равенства позиции мужчины и женщины. Поэтому все инициативы должны поддерживать друг друга. "Фемен" заставили уехать из Украины. Но и они, и мы хотим привлечь внимание к дискриминации женщин. По закону мы все равны. Но можно взглянуть на представительство женщин, например, в министерствах. Там их работает куча, а возглавляют министерства преимущественно мужчины. Когда были слушания на тему квот в Верховную Раду, возник вопрос: а где взять 30% женщин, готовых к работе в парламенте? А вопрос: откуда возьмется 70 % мужчин ? - не возник. Затем: у мужчин часто зарплата за ту же работу выше на 30-40%. Почему? Или в вакансиях, не требующих половых признаков, указывают, что на руководящую должность нужен мужчина. Почему не может быть женщина? Что такого помогает мужчине лучше выполнять работу? Гениталии?
Майдан поднял тему дискриминации. Но он бывает не каждый день. Где она еще есть, кроме работы?
- Где угодно. Я сама управляю автомобилем. Когда еду на СТО, это ужас. Начинают рассказывать, что я ничего не понимаю, хотя я 10 лет за рулем и знаю, из чего состоит машина. Выписывают счета за то, чего не делали. Потому что существует мнение: женщина глупая кукла. Вот пусть идет на кухню и делает бутерброды.
Как обстоят дела с помещениями для ваших тренингов? Где вам встречаться?
- Мы объявили на сайте о поиске помещений. И сразу откликнулось несколько человек. Мы можем заниматься в спортклубе, нам дают в распоряжение залы различные организации после рабочего дня. Удивляет, как много у нас тренеров и волонтеров, готовых вкладываться. Елена Шевченко - мастер спорта по самбо провела тренинг по физической самозащите.
Чему-то можно научиться за один раз, или надо посетить хотя бы 5 занятий?
- Самое важное - преодолеть психологический барьер. Женщина привыкла, что она слабее. Когда опасность, гнется, боится и ничего не делает. Как показывает практика, активные действия во время изнасилования или нападения, дезориентируют нападающего. У меня есть знакомая, которая живет на Троещине, с ней постоянно случаются приключения. И она сразу что-то бросает в лицо нападающего, или бьет его в болевую точку. И всегда это спонтанные действия, которые ее выручают. Слышала об одной женщине из Кривого Рога, которую забрали милиционеры за связь со своим Майданом. Во время допроса милиционер говорит: "А чего возиться с этой сукой? ", - И начал расстегивать штаны. Она медленно сняла свитер: "Давно хотела поиметь мента". Он сразу отступил. А потом выяснилось, что других девушек насиловали или били, потому что они испугались.
На тренинге показали основные приемы с захватами, показали, в какие точки можно ударить нападающего. Оказывается, нельзя бить кулаком с зажатым внутри пальцем, потому что он сломается. Бить лучше в кадык, солнечное сплетение, пах, по суставам. Но мы не призываем к боевым действиям. Это только самооборона. Также у нас есть образовательный блок, как вести себя, когда задержит милиция, как одеваться, как не "спалить" себя на выходе, что делать, когда взрывается граната т.д . Также рассказывают о том , что лучше не носить с собой нож, газовый баллончик или пистолет, если не умеешь им пользоваться. Лучше уж ничего не брать.
Будет ли необходимость в "Женской сотне", когда закончится Майдан?
- Мы знаем этих женщин, кто будет мешать делать другие инициативы? Например, летом неделю женского кино, или марш 8 марта ? Идеи возникают постоянно.
Сможет ли "Женская сотня" в случае необходимости выставить своих бойцов и кто это будет?
- Мы не призываем к боевым действиям или противодействовать милиции. Наше дело - защита женщин. Но если возникнут условия, когда Майдан потребует, женщины, те, которые уже были в бою, смогут оказать помощь. Этакие "солдаты Джейн". У них есть опыт и большинство женщин, которые к нам записываются, уже имеют какую-то спортивную подготовку.



















