За два дня до визита в Польшу Виктор Янукович дал интервью польским СМИ. Подаем сокращенное содержание разговора с украинским президентом.
Почему визит происходит только после года Вашего прихода к власти?
- Прежде всего, мы были и остаемся с Польшей добрыми соседями и стратегическими партнерами. Наши отношения становятся все более интересными для обеих стран. Они будут приносить все больше хорошего. Польша - наш крупнейший торговый партнер в Центрально-Восточной Европе. В разговорах с поляками мы чувствуем себя комфортно, мы друзья и партнеры. Польские инвестиции в Украину превысили 1 млрд. долларов. В сотрудничестве с Польшей заинтересованы и украинские предприниматели. Нас здесь интересует диверсификация поставок нефти и газа, развитие транспортных коридоров для энергетического сырья, приграничное сотрудничество и пристройка к Польше существующего в Украину нефтепровода Одесса-Броды. В 2010 году Украина достигла политической стабильности и начала реформы. Мы хотим воспользоваться здесь зарубежным опытом, в том числе опытом Польши, которая является членом ЕС и прошла путь, на который Украина только становится.
Стремясь к европейской интеграции, Киев должен осуществлять не только экономические реформы, но и принять общие для ЕС демократические принципы. Украинская оппозиция, в том числе Юлия Тимошенко, обвиняет Вас в том, что ее преследуют ...
- Нельзя модернизировать государство, не борясь против коррупции и не пытаясь вернуть авторитет закона. Слабая экономика, плохие больницы и школы не имеют политических цветов. Надо понять, если мы идем к демократии, о которой громче говорят люди, поддерживающие коррупцию, то ответственность должен понести каждый. Неважно, кто эти люди. Решения по их делам принимают суды. Мы должны пройти этот путь. Наши действия привели к ограничению бюрократии, но и вызвали недовольство. Мы знали, что сопротивление появится, потому недовольство - это естественное состояние бюрократии.
А почему Вы не проводили реформ, когда дважды были премьером?
- Я тогда не имел возможности действовать самостоятельно. Я работал с коалиционными правительствами. Я никогда не был главой государства и сам против бюрократии бороться не мог. То же с коррупцией. Она связана с выводом экономики из старой модели, с реформированием администрации. Как могут быть удовлетворены сегодняшние чиновники, если только в Кабмине во времена предыдущей власти было 1100 работников, а сегодня - около 600? Их же кормит государство.
Как Вы объясните то, что с реализацией проектов по подготовке Украины к Евро-2012 работают в основном фирмы из Донецка, откуда пришла нынешняя политическая элита?
- Не имеет значения, кто попадется на коррупционных схемах. Таких людей мы не делим на своих и чужих. Пройдет время и вы убедитесь, что представители нынешней власти не будут идти путем коррупции. Кого поймают, тот и будет сидеть.
Вы из села Януки в Беларуси, где сохранились кресты с фамилией Янукович...
- Мой дед и прадед были литовскими поляками и католиками. Мой отец родился уже на Донбассе, женился на русской и уже был оторван от земли. Однако, деды и прадеды происходили из тех областей. Моя бабушка рассказывала, что родилась в Варшаве. Когда умерла ее мать, отец женился на литовской польке, и они переехали в Вильнюс. Оттуда во время революции переехали в Витебскою область, в село Януки. Когда я был в Беларуси, нашел это село и посетил его.
Перед последними тамошними выборами Вы желали победы Лукашенко? Как отреагировали на его грубую расправу со своими оппонентами?
- Ситуация в Беларуси специфическая. Никто не сомневался, что Лукашенко выиграет эти выборы. У него была большая поддержка, о чем мы знали. Мне казалось, что Лукашенко в последнее время был очень гибок, в частности, с оппозицией. Что изменилось к лучшему. И был удивлен событиями в Беларуси. Мне кажется, что Лукашенко несколько перегнул. В этой ситуации его подвели собственные спецслужбы. Однако я считаю, если бы он мог вернуть время, то сегодня этого не сделал бы.
А Вы верите украинским спецслужбам?
- Я несу ответственность за происходящее в моей стране. От этой ответственности меня ничто не может освободить.
Какую страну Вы бы хотели оставить украинцам после своего президентства?
- Прежде всего, хотел бы, чтобы Украина объединилась вокруг общих ценностей. Чтобы у нее были доверие и уважение от ее партнеров. Чтобы была сильной, чтобы ее жители чувствовали себя в безопасности и были зажиточные.
Как оцениваете подготовку к Евро-2012?
- Если бы мы в 2010-м не наверстали отставание, могло бы быть уже поздно. Сегодня есть ощутимый прогресс. Нашим оппонентам, которые сегодня нас критикуют, мы отвечаем: почему вы не сделали того, что удалось нам? Почему оставили нам такую сложную ситуацию?
Как видите интеграцию Украины в ЕС?
- Украина готова интегрироваться в ЕС настолько, насколько сам ЕС к этому готов. Членство в ЕС не является для нас самоцелью, это путь к модернизации, к приближению Украины к европейским стандартам. В 2011 году Украина реализует дорожную карту по смягчению визового режима для наших граждан, создаст зону свободной торговли, или же то, что будет содержать соглашение об ассоциации Украина-ЕС. Сроки подписания соглашения для нас не важны. Важно качество.
Оппозиция обвиняет Вас в отношениях с Россией, которые вредят Украине. Как пример - продолжение срока пребывания российского флота.
- Наша страна стала предсказуемой, стабильной и понятной для партнеров. Наша политика направлена на защиту национальных интересов. Мы не живем в сказке и понимаем, что наши партнеры тоже защищают собственные интересы. Отношения с Россией вернулись к своему естественному состоянию. Это отношения между двумя великими соседями. Наши торговые обороты сегодня достигают 40 млрд долларов. При предыдущих правительствах они упали до уровня 13 млрд долларов! Украина тогда проиграла России все, что могла проиграть. Такая политика была непрофессиональной и вредила национальным интересам. Мы приблизились к равновесию в отношениях Украина-Европа-США. Сохраняем хорошие отношения с Россией и с НАТО, то есть делаем именно то, что соответствует месту Украины в мире.
Ваши реформы непопулярны. 1 февраля в Украине выросли цены на коммунальные услуги, растут цены на продукты и энергию. Не боитесь ли Вы потерять популярность?
- Меня нельзя упрекнуть, что все это я делаю для себя. Никто мне не скажет. Я это делаю для всех. Государство не может существовать 20 лет без модернизации. Целью моей деятельности является укрепление экономики и борьба с кризисом. Люди рано или поздно это поймут.
Как Вы относитесь к УПА и руководителю ОУН Степану Бандере?
- Пусть историей занимаются ученые, политики должны думать о благосостоянии граждан. В Украине живут люди с разными взглядами. На западе УПА считают героями. Это их точка зрения. Острые дискуссии на эту тему не способствуют взаимопониманию как во внутренних делах, так и в зарубежных, в том числе с Польшей. В оценке исторических событий между Польшей и Украиной нам близка формула "прощаем и просим прощения". Надо проводить политику примирения, начатую еще Александром Квасьневским и Леонидом Кучмой.
Не боитесь, что Украина может потерять право организации Евро-2012 из-за предупреждения со стороны УЕФА?
- Я приглашал Суркиса на разговор, и он сказал мне: "Одно Ваше слово, господин президент, и я уйду". Я ответил, что это не мое дело, а дело ФФУ. В прошлом году Украину восстановила утраченное по подготовке к чемпионату, и я не хочу, чтобы нас лишили этого права. Конфликт в ФФУ можно решить, если отложить обсуждение внутренних проблем до следующего года. Но я уверяю, что государственная власть не оказывает на федерацию политического давления.
Намерены ли говорить в Польше о продлении нефтепровода Одесса-Броды до Гданска? Поднимали ли Вы эту тему с Брониславом Коморовским в Давосе? Сейчас нефтепровод уже работает в аверсном режиме, перегоняя нефть из Одессы в Беларусь.
- Я говорил президенту Коморовскому, что уже на этой неделе нефть поплывет из Одессы в сторону Беларуси, а нефтепровод будет использоваться согласно первоначальному проекту, поставляя сырье на запад. К сожалению, Польша пока не принимает в этом участие. На каком этапе присоединится, неизвестно, но она заинтересована. Президент Коморовский сказал мне, что этот процесс - в фазе практической реализации, а мы уже дальше пошли. Нефть пошла в сторону Беларуси, и пойдет дальше - в Литву и Латвию. Однако, несомненно, Польша останется здесь приоритетом, потому что так было изначально.
Как выглядит сегодня участие России и ЕС в модернизации украинской транзитной системы?
- Без участия России, являющейся главным поставщиком сырья, мы не можем реализовать этот проект. Без нее нет в этой отрасли никакой перспективы. Привлечение России и ЕС в консорциум по модернизации украинских газопроводов будет способствовать прозрачности в транспортировке газа потребителям в Западной Европе, повысит безопасность поставок. Украина заинтересована в том, чтобы транзит энергоносителей по ее территории в Европу рос. Это прагматическое стремление, потому что оно связано с благосостоянием наших детей, с будущим государства.
Перевод: Gazeta.ua
Комментарии
31