На прошлой сессионной неделе оппозиция блокировала трибуну. Требовали назначить выборы мэра Киева, отменить пенсионную реформу, рассмотреть вопрос отставки правительства. Народный депутат из "Батькивщины" 55-летний Сергей Сас в интервью Gazeta.ua рассказал о собрании большинства на Банковой и депутатах, которые написали заявления на выход из фракции
"Регионалы" самостоятельно провели альтернативное заседание парламента. О чем это говорит?
- Это было не спонтанно, а спланировано. Я в четверг утром припарковался на Банковой, и уже в 8 утра по улице шли группы молодежи где-то по 18 лет. Их было до 500. Я немного возле них постоял. Им раздали государственные флаги. К тому времени были стянуты подразделения милиции. Во дворе стоял автомобиль 1-го Национального, который был готов для трансляции. Мне сложно сказать, зачем они это сделали.
Их собрание было незаконным. В регламенте четко записано: ВР проводит заседания в здании Верховной Рады в городе Киеве по улице Грушевского. Заседание может проводиться в другом месте по решению парламента, принятому большинством от конституционного состава. Этого не было сделано. Кроме того, у них на так называемом заседании даже большинства не было. По подсчетам тех, кто был в зале, их было где-то 180 депутатов.
Надежда на то, что в дальнейшем власть и оппозиция договориться, умерла?
? Надежда умирает последней. ВР начала свою работу энергично, с тотальной драки. Эти испытания силой показали, что у большинства уже нет убедительного преимущества. То есть бить морду, извините, не получается, но при этом и нормальных переговоров нет.
Сейчас взяли паузу. Это такая своеобразная холодная война. Я жду, когда к власти и оппозиции дойдет, что нет другого способа наладить конструктивную работу, кроме как соблюдением Конституции и регламента. Парламент не имеет права быть бездеятельным. Минута его работы стоит более 20 тысяч гривен. Еще полгода, и Украина может оказаться на обочине эволюционного и общественного прогресса. Мы не будем никому интересны и нужны.
Спикер Рыбак объявил, что из "Батькивщины" вышли четверо депутатов. Как это объяснить?
- Эти ребята написали заявления, потом написали другие, а дальше вылезли на трибуны и начали кричать: "Мы выходим, но делаем это, мол, в силу каких-то обстоятельств". Они уже никогда не станут политиками. Цена политика зависит от позиции. Если вот так колебаться от воздействия других лиц, то и цена - низкая.
Им угрожали, пытались перекупить?
? Я не видел синяков на их пальцах, которые закладывали в дверь. Об угрозах говорить не могу.
Говорят, в рядах оппозиции около 20 потенциальных перебежчиков. Вы это обсуждали?
- На заседании фракции этот вопрос не поднимался.
Внефракционный Олесь Доний говорит, что нужно наказывать тех, кто привел перебежчиков в парламент, в частности Яценюка и Гриценко. Какой должна быть ответственность?
- Доний пусть наказывает тех, кто в его команде. Какое отношение Доний имеет к Яценюку или Гриценко? Эти вопросы должна решать партия или политсовет.
Вам лично предлагали перейти в большинство?
- Ко мне никогда не подходили, хотя я в парламенте давно. Видимо, не заслужил.
Как удержать людей во фракции?
? У нас всегда была демократическая структура. Никто никого привязать к батарее не может. Надо было тщательнее заниматься подбором людей во время формирования списка. Надо, конечно, выяснять - где, откуда, почему. Собрать фракцию и поступать так, как выбирают Папу Римского - пока дым не пойдет.
Перед прошлыми выборами я не поддерживал идею, что надо объединяться всем и вся. Каждой из семи партий было идти отдельно. Кто-то прошел бы, а кто-то - нет. У "Батькивщины" было бы ненамного меньше мандатов. Привел бы определенное количество "Фронт змін". В крайнем случае, получил бы ту поддержку, которая была у Яценюка на президентских выборах. Не было бы таких мыслей, что "кто-то кого-то привел".
Оппозиции не удалось добиться назначения выборов городского головы Киева. Как тут дальше действовать?
- Назначать эти выборы - это не право, а обязанность Верховной Рады. Но парламент не выполняет Конституцию - те не могут, а те не хотят. Я бы на месте киевлян, которые видят, что происходит, забрасывал Административный суд пачками исков на бездеятельность парламента, который не назначает выборы. Суд мог бы обязать восстановить нарушенные права граждан. Не знаю, почему киевляне этого не делают. Может, не верят в то, что у нас есть суды. Я тоже в это не верю.
"Регионалы" ждут решения Конституционного суда относительно выборов мэра Киева. Эксперты прогнозируют, что их назначат на 2015 год.
- Не думаю, что они рискнут. Потому что документы не горят. Все равно кто-то когда-то проанализирует их решения. 2 июня завершаются полномочия этого Киевсовета. После того публика, которая там сидит, будет нелегитимной.
Какие результаты дал первый этап акции "Вставай, Украина!"?
- Есть положительные моменты, потому что народные депутаты, руководители фракций встречаются с людьми. Некоторые считают, что это уже элемент президентской избирательной кампании. Не без этого. Но главное, обществу идет сигнал - надо бороться, объединяться, что именно все не может прийти и упасть на голову. Нужно выходить на эти митинги не за Яценюка, Тягнибока или Кличко, а самого себя.
Сейчас то, что было сделано государством прежде, оказалось в руках кучки людей. Существует угроза государственности. Ведь, как только будет разыграна карта с землей, украинское государство станет какой-то территорией с непонятным населением.
В Киеве второго апреля на улицы вышли 3000 киевлян. Это много или мало?
- Лев Гумилев когда-то написал теорию пассионарности. Пассионарии - это пламенные люди, те, для которых общественные интересы выше личных. Они готовы на самопожертвование, первыми погибают. Если таких людей в обществе более 4-5%, они могут вести за собой остальных. Если проанализировать историю Украины, каждые 30 лет, а это продолжительность одного поколения, что-то случалось. Единственное исключение - после Второй мировой войны.
Сейчас никто не может посчитать пассионариев. Но, если нет общественного сопротивления, значит их недостаточно. Если бы сейчас вышли на Майдан 100 тысяч человек, сразу нашли бы голоса за отмену пенсионной реформы. И никакие эти работы экипированные, этот зоопарк, "Барс", "Пантера", "Кобра", "Беркут", их бы с места не сдвинули.
Когда может дойти до точки кипения?
- Детонатором могут стать совершенно непредсказуемые вещи. Где-то кто-то погиб, или насилие над невинными людьми. Понимание к украинцам начинает приходить. Сейчас тотальное обнищание и рост преступности. Мой друг криминалист из Харькова рассказывает, что на фоне бедности количество разбойных нападений за два года выросла в 3-5 раз. От бедности люди домашние вещи начали распродавать.
Комментарии
58