Баллотироваться в Верховную Раду мэров городов побуждают или понимание собственной неэффективности, или желание лоббировать интересы своего региона на высшем уровне.
Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал политтехнолог Тарас Березовец.
По последним подсчетам, чуть ли не 30 мэров городов баллотируются в Верховную Раду. Чем вызвано такое явление по Вашему мнению?
- Если это эффективный хозяйственник и руководитель города, то я отношусь к этому отрицательно. Потому что все же Верховная Рада - это законодатели, здесь несколько иная специфика. И лучше бы эти мэры продолжали управлять своими городами. Из-за того, что ощущается четкая недостача - эффективных мэров в Украине не так уж и много.
Но если они баллотируются - это может быть связано с тем, что они неэффективные мэры. Им стало ясно, что второго шанса переизбраться у них не будет и они решили идти в парламент.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эксперты: У Кличко есть четыре кандидата на пост мэра
Кому это выгодно?
- С другой стороны, существует недостаток ярких лидеров. Мэры, как правило, знают территорию лучше, имеют поддержку граждан и поэтому партии сами заинтересованы, чтобы привлекать как можно больше региональных лидеров. Это в их интересах. Потому, мэр мало того, что может сам избраться, он еще и поднимает рейтинг политической силы в определенном округе. Но, конечно, привлечь наибольшее количество мэров на свою сторону удается Партии регионов.
То есть баллотирование мэров может быть приказом "сверху"?
- Как минимум, это происходит по согласованию с властями.
За чем мэры идут в Верховную Раду?
- Они не всегда способны пролоббировать вопросы регионального развития на своем уровне. Все упирается в возможности главы администрации. У народного депутата возможностей все же гораздо больше - возможность заходить в нужные кабинеты. Плюс, исполнительная власть очень часто зависима от народных депутатов, например, когда надо принять статью бюджета отдельной области или предприятия. И здесь, грубо говоря, уже сами губернаторы стоят и просят депутатов: "Пожалуйста, поддержите".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мэр Керчи открыто агитировал за провластного кандидата
Если у них есть возможность, такие мэры обычно стараются сделать рокировку и оставить после себя наследника. Он становится мэром, и дальше они работают дуэтом: бывший мэр, как народный депутат, который будет лоббировать определенные проекты в интересах своего родного города, помня, что у него через 5 лет выборы и нужно что-то для родного округа сделать, и новый.
Как эту ситуацию воспринимают люди, которые когда-то выбирали таких кандидатов мэрами, не измена ли это?
- Есть прецедент крайне негативный, когда в 2006 году Николай Рудьковский баллотировался по спискам Соцпартии, и одновременно был избран мэром Чернигова. А потом подумал, и выбрал в пользу того, чтобы быть народным депутатом, бросил все и в Чернигове были досрочные выборы. Это крайне негативно воспринимается гражданами, когда избираются мэрами, обещая выполнить определенную программу, и заканчивают уже в парламенте. Это в дальнейшем может повлечь негативные последствия. Поэтому с этой точки зрения это, конечно, дискуссионный вопрос. У общества может быть мотивация провалить мэра на выборах, если он действительно хороший мэр, чтобы он остался на своем посту и не пошел в депутаты.
Комментарии
5