Три страны признали Палестину государством и это вызвало дискуссии в Европе и США, не говоря уже об Израиле. Для нас ситуация особенно щепетильная, потому что Украина под вооруженной агрессией РФ. В подробностях разбиралась Gazeta.ua.
Тройка первых
Напомним, продолжается арабо-израильский конфликт, последним серьезным эпизодом которого стала ракетная атака Ирана на Израиль в ответ на обстрел ЦАХАЛом иранского посольства в Дамаске. С тех пор была достигнута шаткая договоренность о доставке гуманитарной помощи в сектор Газа. В то же время между США и премьером Израиля Беньямином Нетаньяху возникли разногласия по спецоперации в городе Рафах. Соединенные Штаты настаивали на гуманитарном плане для жителей города, по которому, как утверждает Нетаньяху, Израиль должен был нанести удар, потому что там расположены остатки ХАМАСа. Без такой операции не может быть и речи об урегулировании конфликта, поскольку группировки ХАМАС в любой момент могут возобновить свои террористические атаки.
По последним сообщениям (со ссылкой на анонимного американского чиновника) Израиль откорректировал операцию по Рафаху в соответствии с замечаниями США и уже подошел к центру города.
На фоне подготовки к рейду на Рафах сразу три европейских страны не только заявили о намерениях признать Палестину как государство, но и сделали шаги навстречу этому решению.
"Другого не дано"
В частности, 28 мая Совет министров Испании должен проголосовать ответный вопрос, заявил премьер страны Педро Санчес. Аналогично поступили Норвегия и Ирландия. "Мир на Ближнем Востоке невозможен без решения, основанного на создании двух государств", - объяснил премьер Норвегии Йонас Гар Стефе. По его мнению, признание Палестины государством позволит выдвигать требования к ней. То же заявил и представитель правительства Ирландии.
В Израиле возмутились. "Это не шаг к миру, а награда за террор", - отмечается на официальной странице Израиля. Министр иностранных дел Исраэль Кац расценил намерения Ирландии и Норвегии как "сигнал всему миру, что терроризм окупается". Кроме того, МИД Израиля отозвал послов в этих странах для консультаций. Депутат Кнессета Шарен Хаскель в письменном виде обратилась к Нетаньяху и Кацу с призывом признать государственность Каталонии и других испанских провинций в ответ на признание Палестины.
Вокруг заявки в ООН
Формально основания для трех государств принимать такое решение есть. Во-первых, ряд стран (Палестина утверждает, что более 140) ранее заявили о готовности признать ее.
Во-вторых, Палестинская автономия в очередной раз подала заявку в ООН на полноправное членство. Основанием стала резолюция Генассамблеи ООН от 10 мая, согласно которой предусмотрено повышение статуса Палестины в Организации объединенных наций. Проще говоря, Палестина добивается в ООН права голоса, потому что другие возможности у нее есть. Против резолюции высказались США, Венгрия, Чехия и Израиль. Украина была среди тех государств, которые воздержались. Как вот еще Австрия, Германия, Великобритания и Италия.
Полноправное членство в ООН автономии создаст прецедент, поэтому в резолюции особо отмечается, что это должно быть исключением. С другой стороны, Палестина давно действует как полноправное государство в ряде международных структур, в частности, так называемого Глобального юга (Лига арабских государств и другие), так что отмахиваться от решений не целесообразно. Но пока США, Франция и Великобритания будут выступать против или "сдержанно", они, как постоянные члены Совбеза ООН, будут блокировать признание Палестины государством на уровне Организации.
США и Германия озвучили свои мотивы: принципиально они не против, загвоздка в том, как это должно произойти. Представитель Совета нацбезопасности США в комментарии CNN пояснил, что президент Джо Байден поддерживает создание двух государств и в этом последовательный, но "путем прямых переговоров между сторонами, а не по одностороннему признанию". Нет смысла признавать государство, если непонятно, кто его представляет и на какой территории, объяснил премьер Чехии Петр Фиала.
Скандал с ордерами
Беспокойство Вашингтона понятно: без урегулирования отношений между Израилем и новопризнанной Палестиной высокие шансы новой вспышки конфликта в регионе. Кроме того, ситуацию усугубляет еще один скандал.
Международный уголовный суд (МКС) получил запрос от прокурора МКС Карима Хана по поводу ордера на арест Беньямина Нетаньяху и ряда других израильских чиновников (например, министра обороны Йоава Галанта) и лидеров ХАМАСа. По мнению Хана, эти лица (с обеих сторон) виновны в военных преступлениях и преступлениях против человечности в ходе войны между Израилем и ХАМАСом.
"Исторический стыд", - так оценил заявку на ордер Исраэль Кац.
Не в восторге и в ХАМАСе, где заявили, что это "попытка приравнять жертву к палачу".
В Соединенных Штатах Америки и Германии подчеркнули, что ХАМАС и Израиль не сопоставимы. Интересно, что спикер Конгресса США Майк Джонсон пригрозил санкциями МКС, если запрашиваемый ордер будет выдан. Ситуация имеет развитие - Белый дом будет обсуждать с Конгрессом ответ США на выдачу ордеров, сообщил 23 мая советник президента по нацбезопасности Джейк Салливан.
Впрочем, есть и другие позиции. Бельгия и Франция отметили строгое соблюдение международного гуманитарного права, виновные в нарушении которого, независимо от сторон, должны быть наказаны. Больше эмоций выразила Турция – страна приветствует признание Палестины, подчеркнул турецкий МИД.
Без границ и выборов
Если государство Палестина будет признано, возникнет два вопроса: границы и власть. Норвегия отметила, что демаркация границ между двумя государствами должна пройти по линии до 4 июня 1967 года. Впрочем, такая позиция неизбежно приведет к конфликту, поскольку, как минимум, подвергнет сомнению принадлежность к Израилю территории Восточного Иерусалима. Что касается выборов, нужно оговаривать, должны ли они состояться сразу после признания Палестины, или произойдет де-факто легитимация действующей власти.
Все эти детали важны для Украины гораздо больше, чем кажется. Эксперт по политике доктор Абдул Рауф Икбал считает, что из-за глобализации конфликт на Ближнем Востоке влияет на российско-украинскую войну, и наоборот. В частности, ХАМАС выбрал момент нападения на Израиль, когда Запад был занят поддержкой Украины. Два конфликта в острых фазах влияют и на США. Ближний Восток стал полем геополитической битвы между США и Китаем. А российско-украинская война влияет не только на мировую экономику, но и меняет расположение великих держав, отмечает автор. Причем оба конфликта нуждаются не только в дипломатическом, но и в финансовом присоединении США. Поэтому пути урегулирования будут иметь особое значение.
Пользуются слабостями
Хотя, когда говорить о Ближнем Востоке, до сих пор о рисковой конкретике речь не идет, считает эксперт, бывший дипломат Михаил Пелливерт. По его словам, признание Палестины - декларативные, "отмечено, что признается легитимность стремлений к созданию независимого государства".
В этом смысле российско-украинская война существенно отличается от арабо-израильского конфликта, потому что Украина и РФ являются устоявшимися государствами, признающими существование друг друга даже сейчас, подчеркнул консультант по коммуникациям Юрий Богданов.
Среди израильтян существует мнение, что следует согласиться на признание Палестины. Гражданин государства Израиль Борис Шустер рассказывает: готовы согласиться на вариант "два государства", если и как только будет обеспечена безопасность самого Израиля. В Палестине же население вроде и за, однако верхушка ХАМАСа живет за счет войны, поэтому, по мнению Шустера, вряд ли согласится на мирное урегулирование. Особенно после 7 октября. Общее в двух конфликтах то, что и в Украине, и на Ближнем Востоке играет Россия. Причем "демократическая страна противостоит авторитарному режиму с такими же союзниками. Который хорошо умеет пользоваться слабостями международных институтов и недостатками демократий, не признает для себя никаких правил. Попытки договориться воспринимают как слабость", – отметил он.
Параллели и риски
Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке, конечно, стоит на мировой повестке дня безопасности, рассказал Gazeta.ua кандидат политических наук Алексей Буряченко. По его словам, этот конфликт и российско-украинская война для мирового сообщества примерно на одном уровне по приоритетности урегулирования, хотя риски обоих конфликтов разные.
"Русско-украинская – самая большая континентальная война со времен Второй мировой, но конфликт на Ближнем Востоке носит менее контролируемый характер, там задействовано гораздо больше стран, обеспечить стабильность значительно сложнее, чем у нас, – подчеркнул эксперт. - И Россия на этом пытается играть через отношения с Ираном и его прокси-странами шантажировать мировое сообщество. РФ помогает урегулировать конфликт на Ближнем Востоке в обмен на то, что мир пойдет навстречу Путину по вопросу мира в Украине. Потому эти конфликты связаны. Более того, в этом я вижу риски вовлечения в мирный процесс на Ближнем Востоке российской стороны".
Как отметил Алексей Буряченко, сейчас Россия активно продвигает свои посреднические услуги, понимая, что мирный план по Украине будет полностью нарабатываться без участия Москвы, а вот в поиске решения по Ближнему Востоку она могла бы сыграть значительную роль.
Риск для Украины в том, предупреждает эксперт, что на Западе будут пытаться до президентских выборов в США найти выход хотя бы из одного из этих двух конфликтов.
"Нам, конечно, хотелось бы, чтобы этот выход был справедлив по отношению к миру в Украине, но если Запад увидит затягивание процесса или неготовность сторон идти на компромиссы, то может предпочесть урегулирование конфликта на Ближнем Востоке. Именно поэтому Россия и Иран продвигают Палестину. Поэтому нам очень важно сохранить дипломатическую динамику", – подчеркнул Алексей Буряченко.
Первенство мирной ветви
Очень важно в этом смысле качественно подготовить и провести Глобальный саммит мира, который, возможно, даст Украине преимущества в этом своеобразном дипломатическом первенстве: за мир в какой "горячей точке" возьмутся прежде всего.
Но все опрошенные эксперты отмечают: тезис о том, что схема мирного процесса на Ближнем Востоке может стать основой для мирного плана в Украине, и наоборот, ошибочна. Конфликты слишком разные.
Комментарии