Нардепы продолжают совершенствовать свои навыки политических наперсточников. На днях Верховная Рада Украины в лучших "подковерных" традициях тихонько убрала возможность конфискации имущества у коррупционеров. У тех, кто по новому закону может избежать тюрьмы, если пошли на сотрудничество со следствием. Правда, соглашение со следствием могут подписать все обвиняемые, поэтому и избежать конфискации могут все, кем заинтересовалась Фемида.
Эта опция действовала всего 20 дней. Хочется спросить: Верховная Рада Украины, Комитет ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности, все-таки - так задумано было, или так само собой случилось?
"Принятый 20 ноября закон, лишающий государственных наград за популяризацию государства-агрессора, включал в себя замену ст. 77 Уголовного кодекса. Эта замена убрала конфискацию как наказание для коррупционеров", - объяснила глава антикоррупционного комитета Верховной Рады Анастасия Радина.
Она подчеркнула, что эти изменения были неожиданными, и она немедленно будет подавать законопроект для срочного исправления ситуации.
Центр противодействия коррупции отметил, что важная часть реформы со следствием просуществовала "20 дней", несмотря на то, что эта реформа - часть требований для получения €4 млрд от ЕС.
В этом же евроинтеграционном потоке, 20 ноября, Рада приняла президентский закон о лишении коллаборантов государственных наград. Два дня спустя, 22 ноября, президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 34 человек — бывших нардепов, министров, политиков, певцов и других.
А 29 октября Верховная Рада приняла евроинтеграционный закон о соглашении со следствием для обвиняемых в коррупции.
И вот из всех этих нужных нам решений, одно из них испарилось. Теперь получается, что, начиная с 21 ноября, антикоррупционные органы не имеют права конфисковывать имущество у обвиняемого в коррупции, который выразил согласие сотрудничать со следствием в обмен на соглашение, потому что предусматривавшая это норма уже не существует.
Кстати, первым юридическую коллизию заметил доктор юридических наук Юрий Пономаренко.
Он отметил, что когда в "Голосе Украины" опубликовали упомянутый закон, то ст. 77 была изложена в новой редакции – без части 2 о возможности конфискации имущества коррупционеров.
"Таким образом, ч. 2 ст. 77, которая предусматривала возможность применения конфискации имущества при освобождении от отбывания наказания с испытанием в случае осуждения на основании соглашения о признании виновности за коррупционное или связанное с коррупцией уголовное правонарушение, пробыла в силе только 20 дней - с 01.11.2021 по 2.2021" , - отметил на своей странице в Фейсбук Юрий Пономаренко.
Такое может быть только в Украине и к тому же во время войны. Можно было бы сказать, что трудно разбираться в том, что идет точно не от умной головы. Однако правда и дело здесь далеко не в интеллекте. Вопрос в другом! Совершенно очевидно, даже не для юриста, что изменения ст. 77 УК Украины имели ситуативный, замыливающий глаза характер, для того, чтобы показать мнимую борьбу с якобы продолжающейся коррупцией. Однако те, кто утверждают, что она продолжается, давно возглавили саму коррупцию, а не борьбу с ней. А мы ждем проявлений яркой законодательной техники и качественного закона, о котором так часто говорят европейские суды. Вместо этого получаем очередную порцию мутной ситуации, в которой легче реализовывать намерения определенной группе людей!
Мы еще можем сделать наивное предположение: уже договорились со всеми коррупционерами и причастными к ним, что они будут добровольно и самостоятельно передавать государству все имущество и состояние, нажитое их "праведными трудами". Тогда для чего "загромождать ККУ предписаниями принуждения, если обо всем можно договориться" и не перегружать ненужной работой государственный механизм: следователей, прокуроров, судей - это один из постулатов медиации... А потом так откровенно не палится на замыливании глаз народу.
Нет дома без фундамента. Кодекс об уголовной ответственности – это не маленький отраслевой закон, а большой документ, связанный со многими другими. Поэтому без принципов вряд ли будет работать Закон как институт.
Справедливости ради следует отметить, что это не самый яркий пример креативного нормотворчества в реалиях настоящего. Только один из ряда.
Но он указывает на то, что в наших реалиях законность – это признак власти, а не справедливости или здравого смысла. И что сегодня законы, прежде всего, отражают интересы властных элит.
Комментарии