С начала широкомасштабного вторжения России в Украину продолжаются дискуссии, оказался ли мир в Третьей мировой войне. Аргументы и сторонников, и противников этого предположения в целом заслуживают внимания, однако гражданам Украины в массе своей сложно судить об этом, ведь мы находимся внутри самой большой в современном мире войны. Важно другое: Украина ведет собственную войну за независимость и имеет шанс взять реванш за предыдущие поражения и столетия безгосударственности.
Кремль и другие: перестройка "оси зла"
Сопротивление Украины ценой значительных потерь и разрушений сегодня далеко не всегда рассматривается как часть общеевропейской безопасности
Нападением на Украину Россия пыталась создать фундамент для дальнейшей экспансии в Европу, и это стремление уже не секрет. Кремль рассматривал Украину как потенциально легкую добычу, а ее оккупация и подчинение не только выводили российскую армию на оперативное пространство, но значительно укрепляли уверенность России в себе, добавляли ей дополнительные ресурсы. Сопротивление Украины ценой значительных потерь и разрушений сегодня далеко не всегда рассматривается как часть общеевропейской безопасности. Над пониманием роли Украины в этом контексте необходимо работать.
Не сумев воплотить намерения о блицкриге, вынужденно погружаясь в войну с головой, Россия пытается использовать собственные преимущества циничным способом. Речь идет не только о попытках ядерного шантажа, вызывающего возмущение Запада и беспокойство Китая. Это и стремление существенно расширить и укрепить "ось зла", которая в понимании Вашингтона состояла из нескольких стран. В 2002 году Джордж Буш-младший назвал ими Иран, Ирак и КНДР.
Ирак сегодня превратился в страну, которая после поражения в противостоянии с США, наверное, не может распространять зло. Тем не менее, Иран и КНДР выступают в роли поставщиков ударных беспилотников и боеприпасов в Россию, Тегеран пытается разжечь войну на Ближнем Востоке, а военные КНДР появляются на просторах Украины. Эти факты, кстати, доказывают неэффективность даже масштабных санкций против государств, которых пытались оттеснить на обочину глобального процесса развития.
На этом факте следует остановиться отдельно. Северная Корея - тоталитарная и милитаризованная страна, которая находится в состоянии перманентного противостояния с Республикой Кореей. Разделенная 38 параллелью Корея стала одним из символов холодной войны, а сейчас режим Ким Чен Ына выступает в роли надежного союзника для России. Перспективы поставки Кремлю "пушечного мяса" из Корейского полуострова действительно внушают тревогу.
Несмотря на сложную логистику перебрасывания живой силы, корейские солдаты имеют для Кремля очевидные преимущества: они натренированы, к тому же, за ними никто не будет плакать и не будет переживать в России, то есть возможно увеличение армии без негативных социальных проявлений. Да, этот шаг может свидетельствовать об ухудшении ситуации в РФ, но он не отрицает стремления Путина продолжать наступление в Украине. И к последствиям ратификации парламентами договора между РФ и КНДР "О всеобъемлющем стратегическом партнерстве" следует подойти серьезно.
Всерьез рассчитывать на участие белорусской армии во вторжении в Украину не стоит. Белорусский диктатор, скорее, пытается продемонстрировать лояльность Путину...
Не стоит забывать и о Беларуси - стране, наиболее активно поддерживающей агрессивные действия среди всех соседей Украины. Несмотря на то, что Лукашенко продолжает упражнения с агрессивной риторикой, в частности в части попыток ядерного шантажа, всерьез рассчитывать на участие белорусской армии во вторжении в Украину не стоит. Белорусский диктатор, скорее, пытается продемонстрировать лояльность Путину, однако в рамках геополитической игры с Китаем должен позаботиться о сохранении формальной независимости Беларуси. Однако громкие заявления Лукашенко, безусловно, привлекают и европейских политиков. Они не могут иначе реагировать на подобные раздражители.
На следующей неделе в Казани пройдет саммит БРИКС - организации, которая для России выступает символом неэффективности западных санкций и демонстрирует наличие мощного движения несогласных с политикой Запада. Следует понимать, что расширение БРИКС в Москве воспринимается как победа российской дипломатии и готовность ряда государств мира вести отличную от американской и ЕСовской внешнюю политику. При этом в экономическом плане Кремль пытается использовать БРИКС как траекторию обхода западных санкций против России, хотя, например, поставки энергоресурсов Индии и Китая сложно назвать выгодным для РФ с финансовой точки зрения. Допускаю, что к саммиту в столице Татарстана готовятся и украинские спецслужбы, ведь, скажем, срыв графика прибытия гостей в Казань станет болезненным для репутации лично Путина.
Вряд ли мир сегодня готов к вспышке насилия сразу в нескольких регионах мира. Главный вопрос состоит в том, удастся ли Кремлю пойти ва-банк в начале ноября
Наблюдаем тревожные тенденции на Корейском полуострове и на Ближнем Востоке, где пламя противостояния конфликтующих сторон не гаснет, а постоянно теплится. Действительно, по сравнению с масштабами российско-украинской войны нынешняя напряженность в этих привычных для человечества горячих точках низкая, однако вряд ли мир сегодня готов к вспышке насилия сразу в нескольких регионах мира. Главный вопрос состоит в том, удастся ли Кремлю пойти ва-банк в начале ноября. То есть убедить своих партнеров использовать выборы президента США, подведение итогов которых может стать сложным для максимальной дестабилизации ситуации в мире.
Будет ошибкой зачесывать под одну гребенку всех участников БРИКС, однако стоит обратить внимание на один очевидный факт. Авторитарные страны, типа России, КНДР или КНР, имеют возможность принимать геополитические решения, фактически игнорируя мнение собственных граждан, поскольку от процедуры под названием "выборы" в этих странах ничего не зависит. Следовательно, при анализе действий БРИКС часто срабатывает принцип ложки дегтя в бочке меда, тем более, когда этих "ложек" больше одной, хотя говорить о полностью согласованной экономической политике Глобального Юга и России, безусловно, не приходится.
Евроатлантическая неуверенность
В современных условиях не столько мощны страны Глобального Юга, сколько осторожны представители НАТО и ЕС. Соединенные Штаты (традиционный модератор геополитической активности Запада) при президентстве Джо Байдена проводит курс на недопущение эскалации в отношениях с Россией. Ее, как известно, в Вашингтоне воспринимают как менее опасного противника, чем Китай, поскольку РФ не способна доминировать в мире экономически, а для КНР стать экономикой номер один в мире - вполне реалистичная задача.
НАТО, геополитический смысл существования которого был реанимирован после захвата Россией Крыма, оказался далек от образа, который любили использовать советские карикатуристы Кукриниксы. По факту Североатлантический альянс - это военно-политическое объединение оборонного толка, и сказать сегодня, что НАТО готов воевать с Россией - значит соврать.
Через годы после завершения холодной войны воинственный пыл в странах НАТО является скорее исключением, чем правилом
Во-первых, Североатлантический союз получил профит от российско-украинской войны, его членами стали Финляндия и Швеция, тем самым Балтийское море превратилось фактически в внутреннее озеро НАТО. Если добавить к этому факту другой - расстояние от финско-российской границы до Петербурга составляет всего 70 километров - становится понятным, что евроатлантическим "ястребам" есть где разгуляться. Однако для начала их придется вырастить: через годы после завершения холодной войны воинственный пыл в странах НАТО является скорее исключением, чем правилом. Надеюсь, постепенное увеличение расходов на оборону повлечет за собой серьезное изменение подходов к России.
Европейский Союз под руководством Урсулы фон дер Ляен пытается выступать в роли ячейки стабильности в Европе, однако говорить однозначно об успехах в этом направлении не приходится. Причина очевидна и банальна: демократия и хорошее знакомство Кремля с существующими в Старом Свете процедурами. Конкурентный характер экономики, восприятие демократии и свободы слова как священных коров, уважение к мнению и позиции меньшинства, присущие европейской политике, воспринимаются Россией как признаки слабости Запада и стараются использовать их в собственных интересах. Это делается цинично и обычно чужими руками, что привело к появлению целой прослойки "путинферштееров" среди европейских политиков. К тому же, Кремль довольно показательно применяет "активные меры" в странах ЕС, демонстрирующих наибольшую готовность к сопротивлению российскому давлению. И - что понятно - ловко, публично и закулисно поощряет своих союзников типа Виктора Орбана, словно говоря "Мы готовы к сотрудничеству. А вы?".
На Западе есть влиятельные группы представителей истеблишмента, которым по вкусу business as usual с Россией
Волна публикаций в западных медиа о возможных сценариях прекращения российско-украинской войны по принципу "здесь и сейчас" свидетельствует, что на Западе есть влиятельные группы представителей истеблишмента, которым по вкусу business as usual с Россией. Их существование, собственно, подтверждается и продолжением экономического сотрудничества с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса, несмотря на публично наложенные санкции. Неприкосновенность принципа свободной торговли доминирует для этих бизнесменов не только солидарностью с Украиной, но и здравым смыслом: считать, что агрессивные намерения Кремля могут ограничиться только Украиной, могут исключительно недальновидные люди.
Западный мир в евроатлантическом формате переживает очевидный кризис позиционирования. Признать ошибочными три десятилетия стремления говорить с Россией как с нормальной страной тамошние элиты не могут, военные и угрозы безопасности воспринимают как минимум иронично. Действительно, военные НАТО повысили интенсивность учений, но вопрос их морально-волевой готовности противостоять возможной агрессии Кремля остается открытым.
Отмена юбилейного заседания "Рамштайна" из-за урагана "Милтон" не только ударила по обороноспособности Украины, но и поставила вопрос о способности стран Запада оказывать нашему государству своевременную и эффективную помощь. Поэтому не удивлюсь, если Джо Байден все же встретится с лидерами Германии, Великобритании и Франции во время рабочего визита в Берлин 18 октября.
Демократические политические режимы априори не могут работать с такой быстротой, как авторитарные. Поэтому рассчитывать на радикальные изменения, связанные с президентскими выборами в США в ноябре этого года или выборами в Бундестаг ФРГ следующей осенью - не приходится
К сожалению, демократические политические режимы априори не могут работать с такой быстротой, как авторитарные. Поэтому рассчитывать на радикальные изменения, связанные с президентскими выборами в США в ноябре этого года или выборами в Бундестаг ФРГ следующей осенью - не приходится. НАТО - крупнейший союз безопасности в мире - разворачивается подобно средневековому рыцарю на поле битвы. И в этом есть только одно преимущество - эта статичность будет касаться и новых подходов к России, которые сейчас постепенно овладевают массами евроатлантического истеблишмента. В вопросе демифологизации России значительную роль играет операция ВСУ в Курской области, которая продемонстрировала, что "красные линии Кремля" нарисованы пунктиром.
Не точка, а величина
Какими должны быть в нынешней ситуации действия Украины? Очевидно, наше государство не должно своей политикой вызывать сомнения о принадлежности к демократическому лагерю. Действительно, для Украины агрессия России - испытание не только в военном плане, но и тест на способность жить в условиях матрицы демократических ценностей.
Поэтому борьба с коррупцией, сохранение свободы слова, повышение качества управления и прозрачности стратегических коммуникаций являются не меньшими залогами успеха в противостоянии с Россией, чем эффективная мобилизация и разработка новых видов вооружений. РФ превосходит Украину практически по всем показателям, кроме морально-волевых, поэтому мы можем эффективно противодействовать агрессору исключительно асимметрично и опираясь на осознанную поддержку граждан Украины. Задача, откровенно говоря, не из простых.
Наше государство является крупнейшим в Европе по территории, и без его участия никакой интеграционный проект (европейский или евроатлантический) не будет полным
Еще одна цель - доказать свою ценность для НАТО и ЕС. Мы должны показать западному миру, что мы для него свои. Без исключений и оговорок. Для этого целесообразно провести информационную двухходовку. Во-первых, отметить то, что Украина ведет войну за независимость, подчеркивая ее значение для становления украинской нации. Во-вторых, напомнить, что наше государство является крупнейшим в Европе по территории, и без его участия никакой интеграционный проект (европейский или евроатлантический) не будет полным.
Таким образом, официальный Киев может отметить и стремление вернуть временно утраченные территории, особенно если сможет увязать предоставление преференций в вопросе допуска к восстановлению экономики Украины с позицией государств по отношению к границам Украины 1991 года. Наше государство доказало, что оно не просто точка на карте, а страна, граждане которой готовы ее отстаивать, и власть должна это использовать максимально.
Комментарии