Использование патриотической тематики с целью заработать денег на продуктах с соответствующей маркировкой должно быть запрещено. Это лежит в основе законопроекта №9128, зарегистрированного в Верховной Раде 23 марта. В пояснительной записке к законопроекту говорится: речь не только о том, что мотивирующий патриотический контент "копируется" в сферу розничных продаж. Авторы сетуют, что в маркетинговых коммуникациях производители потребительских товаров и услуг прибегают к неуместному использованию "трагических событий войны, названий пострадавших городов, патриотических призывов и военных приветствий".
Речь идет о регистрации торговыми марками алкогольных напитков, продуктов питания, других товаров, названий акций для клиентов, слоганов рекламы, которые применяют или обыгрывают военную тематику неосторожно, а иногда и просто недопустимым способом. Например, сухарики "Вооруженные сухари Украины", редиска "Азовсталь", конфеты "Призрак Киева", напиток "Буча Комбуча" и так далее.
Дошло до того, что патриотическую тематику начали использовать на этикетке лаваша, использовав на рисунке элемент оформления фотографии бойцов Вооруженных сил Украины. Соцсети в начале февраля этого года хейтили пивоварню Varvar brewery из-за новой марки пива "Герои не умирают", на этикетке которой тоже напечатали защитников Украины. Есть – или были и сгнили под давлением возмущенной общественности – бургеры "Байрактар" и котлеты "ВСУ". Причем и пиво, и котлеты вряд ли отличаются чем-то особенным. Конечно, я не пивовар и не кулинар. Однако с большой долей вероятности предполагаю: вкус печально известных "героев" очень похож на вкус самого обычного светлого пива. А "байрактары" – это просто блюдо из мясного фарша, без добавления каких-либо секретных составляющих.
Портреты любого из погибших военных и гражданских могут быть только в их домах, на надгробии, в учебниках по истории или на памятных досках
Едва ли не последней каплей стала публикация сразу на нескольких страницах пользователей Facebook галстука с вышитым портретом расстрелянного воина Александра Мациевского. Неизвестно, сделано ли это для собственных нужд или в каком-то минимальном промышленном количестве, чтобы продавать за деньги. Но и так же неизвестно, почему кому-то, даже одному человеку, нужно долго и нудно объяснять очевидные вещи: так поступать нельзя. Портрет не только Александра Мациевского, но и любого из погибших от русских рук военных и гражданских могут быть только в их домах и домах их близких. Еще – на могильном надгробии, в учебниках по истории или на памятных досках, если в их честь назвали улицы или площади. Всякое другое использование портретов – эксплуатация в коммерческих целях.
Но проблемы начинаются или могут начаться именно с этого места: определение допустимого предела. В законопроекте №9128 подобное упоминается. Речь о книгах, фильмах, песнях и других произведениях, которые подпадают под понятие "культурно-художественный продукт". Его предлагают вынести за скобки и не рассматривать придирчиво. То есть ограничения на использование патриотизма всуе не распространяются на рекламу кино-, видео- и издательской продукции. При условии, что она посвящена освещению событий, связанных с осуществлением мер по нацбезопасности и обороне. Но рассказывает об отпоре и сдерживании российской вооруженной агрессии, о наших победах над врагом на фронте и в тылу. Где здесь проблема? Вот несколько фактов, думайте и решайте сами.
В октябре прошлого года в соцсетях разразился первый скандал вокруг именно издательской продукции. "Клуб Семейного Досуга" под давлением неравнодушных остановил издание романа Дарины Гнатко "Буча. История одного плена". В издательстве отметили: "Просим прощения за то, что задели те незаживающие раны и шрамы, которые сегодня причиняют всем нам нестерпимую боль. Мы признаем свои ошибки, работаем над собой и надеемся на понимание, ведь в это сложное время всем нам как никогда нужна поддержка". А сама автор оценивает свое произведение вот как: "Еще ни одну книгу я не писала с такой болью в сердце, не плакала так над текстом. "Буча" далась мне нелегко, очень нелегко, мне болело почти каждое слово, которое я писала в этом романе". То есть госпожа Гнатко не видит проблем. Она хотела как лучше. И если и не обвинила кого-то в цензуре, то наверняка подумала об этом.
Другая, очень похожая история произошла месяцем ранее скандала с художественной книгой о Буче. Речь о фильме с таким же названием – "Буча", который подается как драма. Трейлер представили 13 сентября по случаю Дня города в Буче. Готовую ленту анонсировали уже в этом году. Возможно, ее все-таки снимали в атмосфере полной секретности. Ведь после того, как у продюсера Александра Щура и режиссера Станислава Тиунова полетели пики общественного порицания, больше о работе над ней никто ничего не слышал. Зато они комментировали свои намерения как добрые и благородные. Фильм имел целью показать героизм простых украинцев под российской оккупацией и зверское лицо того же оккупанта. Судя по трейлеру, одного из них сыграл или должен сыграть актер Вячеслав Довженко. Он посоветовал хейтерам дождаться результата, то есть – кино, а уже потом оценивать. Напомню: о результате неизвестно ничего.
То же – с другим анонсированным уже в январе текущего года трейлером: на этот раз не драмы, а комедии "Похороны Путина". Продюсер Юрий Горбунов уже анонсировал сюжет, согласно которому в какой-то галактике умер Путин — и все вдруг стали счастливыми. А в трейлере снялся Алексей Арестович, тогда еще советник Офиса президента, в гости к которому пришли колядники и с неестественным торжеством в его, Арестовиче, в доме празднуют смерть президента страны-агрессора. Интересно, что команда не планирует привлекать государственные средства, которых на кино нет и не предвидится. Деньги жертвуют – должны жертвовать, открытой информации нет, – на специально открытый счет. То есть планируется такое народное кино, на которое чисто теоретически граждане пойдут через кинотеатральные кассы. Заплатив за билеты.
Приведенные примеры – самые резонансные. Их объединяет прежде всего тот факт, что готового продукта либо уже не увидит потенциальный потребитель, либо еще не видел. Так что чисто теоретически можно стать в позу обиженного и заявить: нас хейтят соцсети за не вышедшие фильмы и книги, так и оставшиеся проектами, замыслом. Им могут забросить в ответ примеры клипов Потапа "Волонтер" и Руслана Ханумака "Дика Дичка": готового, тоже в фундаменте своем патриотического продукта.
Совершенно себе хайповое произведение запросто окрестить патриотическим
Как монетизируются подобные просмотры, поговорим когда-нибудь в другой раз. Важно понимать: они действительно монетизируются и полученные средства не идут на благотворительность, поддержку ВСУ, волонтерство и т.д. Конечно, исполнители могут подчеркивать, что часть средств все же на донаты тратится. Тот же Потап уже раньше объяснял, как волонтерил из-за границы. Не удивлюсь, если его слова даже будут подтверждены соответствующим фактажом. Но гибридность и двойные стандарты кроются именно здесь. Совершенно хайповое произведение запросто окрестить патриотическим. То есть – смотри выше – посвященным освещению событий, связанных с осуществлением мер по нацбезопасности и обороне. Но рассказом о наших победах над врагом на фронте и в тылу.
Пивовары из Varvar brewery уже заявили в ответ на обвинения в эксплуатации военной тематики: мы ничего больше не умеем, кроме как варить пиво. Хотим помочь героям, защищающим Украину. Поэтому придумали вот такое – патриотическое – название для нового пива. А часть прибыли уйдет на нужды армии. Если не продавать пиво, то откуда возьмется прибыль…
Анонсированные и пока не готовые фильмы и уже созданные музыкальные клипы с патриотическим бэкграундом – все равно, что котлета "ВСУ", пиво "Герои не умирают" или конфеты "Призрак Киева". Гибридность ситуации заключается в том, что за год широкой войны украинцами создано немало музыкального видео на патриотическую тематику. Наши поэты овладели новым форматом – платными поэтическими вечерами, где читают стихи в том числе о войне и затем собранные средства отдают на военные нужды. Да и документального кино об этом периоде войн и снято немало. Есть даже один патриотический мини-сериал – "Я – Надежда", о подвиге харьковских медиков в первые месяцы масштабного российского вторжения. По большому счету, все это скопом можно захейтить, обвинив в патриотизме и бизнесе на крови. Но можно сделать наоборот: взять клипы Потапа "Волонтер" и Святослава Вакарчука "Город Марии/Азов" и поставить между ними знак равенства. Мол, если Вакарчуку можно, то почему нельзя Потапенко, они ведь коллеги по цеху? И делают одно и то же, только подходы разные.
Маркетологи придумывают бургеры "Байрактар", чтобы заставить вытащить кошелек. Настоящие патриоты тоже берут эмоциями, однако не имеют цели заработать
Наконец подходим к ключевому: к разным, местами даже противоположным подходам к одному делу. Маркетологи придумывают бургеры "Байрактар", чтобы спровоцировать мгновенную эмоцию. Которая заставит вытащить кошелек. Настоящие, искренние патриоты тоже берут эмоциями. Однако не работают ими с целью заработать – в первую очередь делятся сокровенным, наболевшим, искренним. Остается только собрать доказательную базу неискренности тех, кто эксплуатирует патриотизм. И доказать их неискренность вместе с маркетинговым мышлением. Визуально различать искренность и заработки неравнодушные ответственные граждане уже понемногу учатся. Найти бы теперь юридическую возможность наказать хайпожеров хотя бы штрафом.
Комментарии