О коррупционных схемах и расценках в судах в интервью Gazeta.ua рассказала судья Октябрьского суда Полтавы Лариса Гольник.
Семь месяцев вела дело против мэра Полтавы Александра Мамая. Его обвиняли в незаконном выделении земельных участков. Гольник обнародовала видео, в котором мэр с бывшим заместителем Дмитрием Трихной предлагали за закрытие дела $ 2-5 тыс. взятки. Мамай на брифинге заявил, что судья требовала у него деньги. Она взяла самоотвод.
- Вы говорили, что коллеги не поняли вашего заявления о взяточничестве. Начали морально давить. Как это проявляется?
- Иду на работу и знаю, что со мной могут не поздороваться, обозвать или вытолкнуть из кабинета. Без предупреждений и объяснений отправить в отпуск, либо не оформить командировку для повышения квалификации или по вызову в Верховную Раду. Председатель суда Александр Струков обозвал меня сучарой в присутствии двух работников аппарата. Но они этого не подтвердят - боятся. Позволяет себе вытолкать меня из кабинета. Это произошло, когда я пришла ему сообщить о приезде председателя Совета судей Украины Валентины Симоненко в Полтаву. Хотела урегулировать наш конфликт.
С руководством нельзя решать элементарные рабочие вопросы. А заместитель председателя суда прямо говорила мне: "Если вам с нами плохо, можете уйти". Причин для моего официального увольнения - нет. Это, пожалуй, нормальная реакция системы, когда идут против нее.
- Как решились заявить, что вам пытались дать взятку?
- Когда пришел Трихна с предложением достичь "компромисса", я поняла, что началась игра. Решила ехать в Киев в УБОП, потому что в Полтаве существовал риск, что информацию "сольют". Там приняли заявление о преступлении. Встречи по этому делу фиксировали уже в рамках уголовного производства по специальной техникой.
О взятке Мамай говорил осторожно, не прямо. Я не имела права его провоцировать. Передачи денег так и не произошло. Скорее всего, его предупредили.
- Какие вам известны коррупционные схемы в судах?
- Из разговоров с коллегами, прокурорами и адвокатами знаю, что обычно используют одну схему. У судьи являются "нужные" адвокаты, которым он доверяет. Адвокат называет клиенту варианты решения проблемы.
В Полтаве будут судить харьковского судью Сергея Лазюка. Харьковчане прозвали его Сережа-четвертак, потому что принимал 20-30 процентов от суммы иска. Функцию посредника может выполнять также помощник судьи, секретарь или другое доверенное лицо. Редко, когда судья берет взятку без посредников. Поймать его очень сложно. В случае подозрений, адвокат может сослаться, что это плата за его услуги. А помощник судьи возьмет вину на себя. Судья обойдется испугом и избежит наказания.
- Дела между судьями распределяет электронная система. Действительно никто не имеет на нее влияния?
- Работники автораспределителя уже научились подстраивать дело под судью. Но делают это только по указанию председателя суда. Например, надо рассмотреть несколько десятков дел, среди них - какае-то важное. Всего - четыре судьи. Одного отправляют в командировку, другого - в совещательную комнату или на больничный. Остаются двое. Шансы получить нужное дело увеличиваются в несколько раз.
- Как бороться с коррупцией в системе?
- Прежде всего - обеспечить безопасность судьям, которые сообщают о предложениях взяток или о давлении на них. Переводить на работу в другой город. Потому что в Украине защита таким людям прописана чисто декларативно, механизм конкретных действий не разработан.
Также судьям следует повысить зарплату. Чтобы не хотелось брать со стороны.
Верховный суд Украины должен обеспечить единство судебной практики. Чтобы суды низших инстанций ориентировались на нее. Ведь сейчас часто бывает - при аналогичных ситуаций разные приговоры.
- О коррупции в судах и давление системы вы с коллегой из Черкасс Сергеем Бондаренко (судья Черкасского апелляционного суда. - Gazeta.ua) публично заявили на заседании комитета по противодействию коррупции. Это явление может стать массовым?
- Нет. Для этого надо полностью изменить жизнь и превратить его в борьбу. Пожертвовать отношениями с коллегами. Большинство к этому не готовы. И довести давление системы - сложно. Подобные вещи происходят за стенами суда, где нет камер.
- Что даст переаттестация судей?
- Она нужна. Судейский корпус до сих пор не самоочистился. В этой реформе старшее поколение может уступить младшему. Кроме того, на переаттестации будут присутствовать общественные организации с совещательным голосом. Будет трансляция в сети. До этого общество не оценивало судей.
Комментарии
2