Украинский авиафлот имеет на вооружении два типа истребителей - самолет-штурмовик и самолет-бомбардировщик. Военно-транспортная авиация имеет два типа самолетов - Ил-76 и Ан-26. Обучение проводится на самолетах учебно-тренировочных Л-39 Альбатрос. И на вариантах учебно-боевых самолетов. Например, Ан-26Ш. Это специальный штурманский вариант легкого транспортного самолета Ан-26, рассказал Gazeta.ua эксперт по авиации Валерий Романенко, 67 лет.
В каком состоянии самолеты?
Самолет состоит из планера и силовой установки. Планеры в большинстве самолетов в нормальном состоянии. Они ремонтируются. Был на заводе "МиГремонт" в Запорожье, где ремонтируют Су. Там при необходимости усиливают корпуса самолета - ставят где требуется специальные пластины. С ремонтом двигателей сложнее. Мы потеряли ремонтный завод авиационных двигателей в Луганске. Но у нас остался завод в Луцке. То есть, можно их ремонтировать. И вообще, эта мысль о том, что у нас экстремально устаревшие самолеты - ложная. Два года назад были учения "Чистое небо". Самый младший из американских самолетов Ф-15, которые присутствовали - на 4 года старше нашего самого старшего Су-27. То есть американский самолет был с 1962 года. Наши где с 1985-го. Некоторые из наших Су-25 участвовали в афганской войне, и сейчас летают. То есть, мы имеем мощности по ремонту. Единственное - в наших самолетов устаревшие системы - вооружения, навигации, связи. Все. Три критических момента. Кроме того, никудышное наземное обеспечение. Практически нету обеспечения в плане подавления вражеских радаров А как боевые платформы - наши самолеты еще минимально еще 10 лет будут служить.
Два года назад были учения "Чистое небо". Самый младший из американских самолетов Ф-15, которые присутствовали - на 4 года старше нашего самого старшего Су-27
Какие критические проблемы?
Критические проблемы - это запчасти. Потому-что кроме Ановских самолетов - все остальные типы производимлись в России. Но сейчас большое количество запасных частей производится в Украине. Чем-то удавалось ранее запастись. А по боевым самолетам идет в основном каннибализация. Из тех, что стоят под забором - что-то снимают. И ставят на те самолеты, которые работают. Несмотря на это, у нас на каждый тип самолетов есть авиаремонтный завод, а то и два. Плюс, сейчас идет модернизация практически всех боевых машин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Катастрофа Ан-26: на технические неисправности наложился человеческий фактор
Может ли Россия влиять на качество нашего военного авиафлот?
Никоим образом. Только тем, что не поставляет никаких запчастей в Украине. Но выходы из ситуаций есть.
Следует чаще проверять технику?
Конечно, надо чаще проводить капитальный ремонт. Надо выполнять регламенты, скажем так. И минимизировать продолжение эксплуатации самолета по состоянию. С конкретным Ан-26Ш, который разбился в Чугуеве, он капитально ремонтировался 24 года назад. Но он не вылетал основного ресурса - у него было в остатке 70 процентов неиспользованного. А вот по двигателям - наоборот. Они переработали. Этого допускать нельзя.
Не просматривается ли в данном случае халатности?
Халатности - нет. Бортовой техник погиб вместе со всем экипажем. Сейчас на украинском авиационном профессиональном форуме сообщают, что самолет неисправен уже выходил на взлет. Были отказа по левому винту. Если да - с таким количеством людей на борту не стоило вылетать. И если да - надо понять, почему решили рискнуть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Единственный уцелевший в Ан-26 курсант поделился первыми воспоминаниями
Достаточно ли имеем летных тренажеров для подготовки пилотов? Ими же теоретически можно полностью заменить плановые учебные полеты? Как это делают за рубежом?
Никто в мире полностью учебные плановые полеты не заменяет. У нас тоже есть ряд самолетов-тренажеров. Нет на основные боевые типы - бомбардировщик и штурмовики. Но есть на истребитель Су-29 и учебно-тренировочные самолеты Л-39. Каждый пилот сначала налетает соответствующее количество часов на тренажере. Речь о десятках часов. Курсант сдает зачеты освоения самолета Л-39 Альбатрос на тренажере. И только потом садится за штурвал реального самолета, где выполняет большинство полетов с инструктором за спиной. Последний имеет пульт управления, который может например сымитировать остановку двигателя или отказ какой-то системы. И проверить, как курсант реагирует на те или иные осложнения в полете. До того пилот проходит первичную летную подготовку на легкомоторных машинах.
Мое мнение, что надо вообще менять не материальную часть, а систему
Что нужно делать с авиафлотом? Какая перспектива ждет украинский военный авиафлот через 5-10-15 лет?
О перспективах лучше расспросить представителей Воздушных сил. Мое мнение, что надо вообще менять не материальную часть, а систему. Мы должны обеспечить информационную поддержку. Должны создать-закупить-заказать самолеты для подавления вражеских самолетов. Это системы радиопомех. Сейчас у нас это слабое место. Другое слабое место - информационное обеспечение. У нас самолеты сейчас действуют так примерно, как в Великую Отечественную войну. Должна быть модернизация тех типов самолетов, которые имеем. Надо присматриваться к новым типам самолетов.
25 сентября в 20:50 вблизи города Чугуев, на расстоянии около 2 км до военного аэропорта, упал и загорелся самолет Ан-26 ВС Украины воинской части А 4104. На борту находились военные летчики и курсанты Харьковского университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба - всего 27 человек. Выжил только один курсант. У следователей есть 4 основных версии крушения - технические неисправности, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей экипажем, руководством полетов, ненадлежащий ремонт и обслуживание самолета. Не исключают и версию теракта. Для этого назначат взрывотехническую экспертизу. "Черные ящики самолета" уже расшифрованы, но окончательных версий нет, заявил главный инспектор Министерства обороны Игорь Воронченко.
Комментарии