Недавно предприниматели выставили на продажу подставку под бутылку водки в виде крепости "Бахмут". Это вызвало волну публичного возмущения. Стоимость "оригинального подарка для настоящего мужчины" — 1200 грн. Помимо бутылки, подставка предусматривает место для шести рюмок. После многочисленных жалоб авторы сняли с публикации скандальное объявление. Подобные случаи в последнее время стали вызывать все большее негодование. Потому в Верховной Раде предлагают прекратить эксплуатацию тем войны в Украине в коммерческой рекламе и маркетинге. О том, как производители пытаются заработать на беде и как должен работать закон, разбиралась Gazeta.ua.
Компании начали активно реагировать на полномасштабную войну. Большинство людей пытаются выразить поддержку Украине. К этому присоединились и разнообразные продавцы, маркетологи, компании.
"Сверхмощным трендом стало все украинское"
Сверхмощным трендом стало все украинское. Символику печатали повсюду, чтобы показать сопротивление страны и единство украинцев. Тренд на украинство подхватил и мир. Это вышло за пределы коммерческих брендов и их маркетинга, превратившись в бренд и маркетинг всей страны. Продукты, поддерживающие Украину, были популярны среди покупателей. И этим трендом стали пользоваться все продавцы, но не всегда это было корректно. Рекламодатели начали активно хайповать на теме войны – в еде, напитках, одежде, даже белье. Такой тренд пользователи прозвали "бизнес на крови". Ведь самые болезненные темы и события бизнесмены пытаются продать как патриотизм и заработать на этом деньги. Часто очень неуместно.
Вы просто хайпуете на чужой крови
"Название с места, которое прямо ассоциируется с боем или трагедией – идите на**й. Это не был ваш бой, это не была ваша трагедия. Вы здесь ни при чем, вы просто хайпуете на чужой крови", – отреагировал на очередную попытку продать товар Юрий Гудыменко, политик и военный.
"Пишите на всех товарах, что у вас работают ветераны, – добавляет Гудыменко. – Пишите, что вы помогаете армии. Пишите, что у вас был бизнес в России, но вы вышли после начала войны. Пишите, это круто и правильно. Пусть конкуренты догоняют и трудоустраивают больше ветеранов, чем вы".
Выпустили даже одноразовый кофейный стаканчик с названиями населенных пунктов, где россияне совершали военные преступления
"Патриотическая" еда
Псу Патрону достается чуть ли не больше всех. С ним отличные игрушки и мультфильмы для детей, где объясняют важность соблюдения минно-взрывной безопасности. Но иногда пес Патрон – это бургер или шаурма.
Шумиху подняли "креативщики" сухариков "Флинт", которые в своем посте расшифровали аббревиатуру ВСУ как "вооруженные сухари Украины". Хотя публикация появилась в интернете в апреле 2022 года, бренд извинился только через год после очередной информационной волны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Визит Столтенберга в Киев – Климкин объяснил, почему накануне "Рамштайна" приехал генсек НАТО
В социальных сетях появилась скандальная фотография колбасы – с маркировкой "ЗСУ. Застільна, Смачна, Українська". Так, по словам представителей компании "Брусиловские колбасы", хотели обновить название "Московской". Однако после огласки производители сообщили, что название колбасы уже официально изменено – теперь она называется "Киевская".
Пиво, водка и комбуча
Такая реакция была на несколько случаев, которые стали достаточно громкими. И кое-где продолжают возникать до сих пор. В частности, производитель комбучи из Ирпеня выпустил лимитированную партию напитка, которую назвал "Героическая Буча Комбуча". Были и "патриотические" напитки – алкогольные "Призрак Киева" и "Непоборная", пиво "Шмель Джавелин". Выпустили даже одноразовый кофейный стаканчик с названиями населенных пунктов, где россияне совершали военные преступления.
Некоторые производители вовремя реагируют на критику. Например, Varvar выпустили новый сорт пива, который назвали "Герои не умирают". Это задумывалось как дань уважения погибшему коллеге и благотворительный сбор средств, но вызвало больше негатива. Пивоварня признала, что нейминг придумали эмоционально и не учли риски восприятия аудиторией.
Одежда и белье с флагами
Отдельное место занимает одежда. Флаги Украины печатают на футболках и платьях, но иногда делают это даже на белье. Возмущение вызвал случай, когда певица Тина Кароль совместно с брендом ONE BY ONE создала "патриотическую коллекцию одежды". Туда вошли женские колготки и другая одежда с принтом "ВСУ".
Флаги Украины печатают на футболках и платьях, но иногда это делают даже на белье
Пиксельные купальники выпустил фэшн-бренд "Aysina". И не только купальники – в цвете "пиксель" представлены гольфы, юбки, футболки, брюки, куртки, комбинезон, платье, панама и болеро. Хотя правила ношения военной формы в Украине регулирует приказ Минобороны № 606 — документ определяет, что является военной формой, кто и при каких условиях может ее надевать, какие элементы и как следует сочетать. Незаконное ношение военной формы карается штрафом с конфискацией, но законодательство не распространяется на вещи, которые могут напоминать военные – сюда относятся как тактические одежда и обувь, так и предметы повседневного гардероба с пиксельным принтом. Не обошла эта тенденция и мужское белье – недавно появилась реклама трусов с надписью "От такой ракеты сработает ПВО".
Музыка, отдых и даже садоводство
Под критику по поводу "торговли на крови" попадают и музыканты. 22 марта группа HANUMIKE выпустили новый трек "Дика дичка". По словам музыкантов, песня посвящена украинским женщинам, которые служат в рядах Вооруженных сил, и страстной любви во время войны в Украине. Однако показывают там женщин скорее в роли сексуальных объектов, а не героинь войны. Авторы отметили, что имели в виду именно образы воинов, однако получили порцию хейта от пользователей и обвинения в оскорблении женщин-военных.
Среди товаров для отдыха также есть "патриотические" креативы. К примеру, свеча "Стальной аромат Зеленского".
"Дыня Чернобаевка", "Кабачок Призрак Киева", "Огурец Патрон"
А кое-кто не отказывается. Линия продукции "Семена победы" продается под ТМ "Семена Украины" и включает также такие товары, как "Дыня Чернобаевка", "Кабачок Призрак Киева", "Огурец Патрон", "Салат листовой Джонсонюк" и т.д. Указанная торговая марка принадлежит столичному ООО "Гарденс", торгующему зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных.
Как "креатив на крови" собираются ограничить
На фоне активного возмущения общества Верховная Рада предлагает принять закон, ограничивающий подобный "креатив".
Будет запрещено использовать в коммерческих целях названия, которые воспроизводят названия населенных пунктов и местностей, пострадавших из-за боевых действий
В случае принятия законопроекта, будет запрещено использовать в коммерческих целях наименования, которые воспроизводят названия населенных пунктов и местностей, пострадавших из-за боевых действий. Содержат упоминания боевых действий и военных операций; названия производителей, типов и видов вооружения, военной и специальной техники; родов войск, воинских подразделений и других формирований ВСУ; воспроизводят воинские приветствия.
Исключение составляет реклама торговых марок, зарегистрированных до 24 февраля 2022 года. Ограничения также не будут распространяться на рекламу фильмов, видео, книг и другой издательской продукции, освещающей войну.
"Производители просто не смогут зарегистрировать названия "Редиска Азовсталь" или "Призрак Киева"
Николай Княжицкий, нардеп, один из соавторов законопроекта:
"Как только закон вступит в силу, все увидят изменения. Людей возмущает, когда у нас продают какую-нибудь "Героическую Бучу Комбучу" или другие продукты, которые называют героическими местами или событиями. Явно спекулируя на этом. Что в нормальных и ответственных обществах было бы недопустимо. Поэтому что сами производители и продавцы на это никогда не шли бы. Но наше общество еще нуждается в контроле, и такие вещи нужно регулировать законодательно. Такие торговые марки не могут быть зарегистрированы.
Продавать такое должно быть запрещено
Тем, кто уже использует такую рекламу, нужно прекратить регистрацию. Здесь речь даже не о механизме наказания. А о том, что продавать такое должно быть запрещено. А продажи продуктов пиратским способом налоговая и другие органы не допустят.
Вопрос в том, является ли это зарегистрированной торговой маркой или нет. Например, название населенных пунктов, ставших героическими, упоминание военных событий или операций. Или какие-нибудь продукты воспроизводят названия родов войск. Такие вещи не могут быть зарегистрированы. Но, конечно, ограничения имеют определенные исключения. Они не распространяются на рекламу кино, видео, издательскую продукцию. Если вы хотите написать книгу о битве и рекламировать произведение – это никто не будет ограничивать. Во всех остальных случаях это должно быть ограничено. Производители просто не смогут зарегистрировать названия "Редиска Азовсталь" или "Призрак Киева".
Пока есть только общественное осуждение, и оно работает
Пока законопроект не приняли, есть только общественное осуждение. И оно работает. Потому что у нашего общества сильное общественное мнение. И производители реагируют, когда начинают писать и говорить об этом. Производители просто перестают продавать такие товары.
Это нехватка профессиональных маркетологов
Сергей Марченко, основатель рекрутингового агентства "Борщ", эксперт рынка труда:
"Грань между хайпом и чем-то содержательным достаточно тонкая. И не всем людям хватает такта и понимания. С профессиональной точки зрения скажу, что это нехватка профессиональных маркетологов. Потому что хороший профессионал всегда думает о последствиях. У нас активно продвигают символику войны люди, которые продают семена. А Призрак Киева – это пирожные. Где-то там они пишут, что перечисляют на ВСУ. Но это все не прозрачно. Если бы ветеран начал бизнес и использовал какую-то символику, то вопросов было бы меньше. Но это не ветеранские бизнесы. Прежде всего, это нехватка профессиональных маркетологов, которые могли бы объяснить, почему это плохо. Большинство людей, которые делают такие вещи, искренне хотят поддержать нацию. Но это чувствительная тема. Любое неосторожное движение может привести к скандалу.
Большинство украинских бизнесменов – сами себе маркетологи. Придумывают креатив и думают, что все классно. У профессионального маркетолога всегда стоит флажок – это никому не повредит? Не будет ли проблем при использовании такого креатива?
В общем, у нас несуразное законодательство на использование государственных символов
Общество делает то, что может. И то, что депутаты сейчас собираются принимать закон, это работа общины. Мы вынудили их увидеть это и реагировать. В общем, у нас несуразное законодательство на использование государственных символов. В том числе ВСУ. Это должно было быть недозволенным. А гражданское общество свою функцию выполняет. За счет непринятия таких трендов мы заставили депутатов работать.
Нам всем нужно постоянно "бить по голове" таких дурачков
Богдан Буткевич, блоггер, журналист:
"Объяснение здесь не такое простое, как может казаться. Во всех странах такое было – все стараются всегда использовать такие вещи, чтобы продавать. Но у нас это обретает такие дурные формы, как было с "Бучей Комбучей". Потому что многие люди являются неофитами в вопросах украинства. Они до 24 февраля не задавали себе вопросов, что такое Украина. И теперь мы видим их уровень восприятия страны – "Мама, мама, я волонтер" (Скандальная песня Потапа – Gazeta.ua), "Дика дичка", повсюду кричать "Слава Украине!", вешать флажки. Это примитивное восприятие Украины. Нам всем нужно постоянно "бить по голове" таких дурачков. Но эта история неизбежна. Должны пройти этот этап."
Общественное осуждение – это лучшее лекарство
Самый болезненный вопрос – действительно ли работает это "битье по голове". В общем, да. Зависит от того, кто и как это делает. Учитывая, что у нас наработалось гражданское общество. Всю эту историю захейтили очень серьезно. И ту же "Бучу Комбучу" сняли с производства. Если вы вспомните "Дику дичку", то один из авторов песни просто заявил, что заканчивает карьеру. Но есть те, кому все равно. Хотя они понимают, что делают плохие вещи. И эта история не заходит. Будем работать. Надо четко и ясно объяснять с точки зрения эстетики и нормального восприятия мира – что нельзя продавать какую-нибудь ерунду и называть это Мариуполь или Буча. Это дичь. Общественное осуждение – это лучшее лекарство. Просто нужно правильно его применять.
То, что сейчас собираются принимать закон, очень хорошая история. Когда есть какой-то примитивный дурачок, который воспринимает Украину так, достаточно "дать по голове" и объяснить, что он не имеет права использовать символику бригад ВСУ, символы трагедии и тому подобное. Ты плохой маркетолог, если думаешь, что достаточно поставить слово "Буча" на товар. Государство должно такие вещи регулировать".
Комментарии