90-летняя София Наливайко семь лет провела в концлагере в Инте за то, что шила рубашки партизанам Украинской повстанческой армии. На свободу вышла в мае 1958-го, в Украину вернулась в 1971-м.
"В нашем селе в 1949 году красные нашли в лесу тайник, четверо партизан-УПА застрелились, чтобы не даться живыми. А в селе начались аресты. Искали не только кто в УПА, но и кто им помогает. Арестовали меня на второй день зеленых праздников. Держали сначала в тюрьме, которая была в Золочевском замке, в камере пыток. Первые два дня я сидела в камере с заляпанными кровью стенами. Ничего не хотела, только бы меня хоть куда оттуда забрали. Потом перевезли во Львов в тюрьму на Лонцкого. Полгода длилось следствие. Обвиняли, что передавала партизанам письма и шила для них рубахи. Это была правда. Следователи имели резиновую гарапу, палку или прут. Сильно били. После допросов у меня так блестели глаза, что женщины в камере боялись, чтобы я не сошла с ума. Говорили молиться. Имея 29 лет, я мечтала дожить хотя бы до 30. Полгода длилось мое следствие. Этапом я пошла в 1950-м", - рассказала женщина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Тимофей Твердохлиб разоблачил старост концлагеря
Лагерь был разделен на отдельные ОЛПЫ - "Отдельные лагерные пункты". Инта имела 14 ОЛПов - один женский, остальные мужские. Они стояли в разных концах города.
"Общаться девушки и парни не могли. Только влюбленные в заборе вырезали дыру и лазили друг к другу. Пока нас водили конвои, девушки парням наловчились записки передавать. Однажды один конвойный поймал девушку, которая передавала записку, и записал ее номер. Хотел сдать ее на вахту. Днем девушки перешили ей на бушлат другой номер. После работы конвойный собрал всех на морозе: "Такой-то номер выйди". А такого нет. Нас держали 3 часа в морозе. Вместо наказать девушек начальство лагеря наказало начальника конвоя - сидел трое суток в буре. Мы тайком вышивали нитками, которыми были перевязаны передачи или которые "ткали" с простыней. Иглу, чтобы надзиратели не догадались, нам присылали из дома в миле. Мы всегда имели при себе рыбью кость. Если нас заставали за вышиванием, говорили, что вышиваем ею", - рассказала София Наливайко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Ленинградской области выявлен "концлагерь" для одиноких людей
В 1990 году она собирала средства на строительство церкви в своем селе. Сшила семь фелонов и риз для священников.
Прочитать воспоминания София Наливайко подробнее можно в журнале "Країна" № 1 (104) за 12 января 2012 года.
Журнал можно купить в точках продажи прессы по цене 9 гривен.
Подписку на журнал "Країна" можно оформить в любом почтовом отделении Украины. Подписной индекс - 37278. Стоимость подписки на месяц - 28 грн.
Комментарии