Ексклюзивы
четверг, 26 января 2023 21:19

"РПЦ нужно приостановить" - Людмила Филиппович рассказала, как быть со священниками русской церкви в Украине

Президент Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о введении санкций против представителей Русской православной церкви в Украине. В частности, под ограничения попали экс-нардеп и бизнесмен Вадим Новинский и наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

Введенные санкции стали одним из ответов государства на деятельность РПЦ и ее служителей. В последние месяцы эта церковь не раз попадала в скандалы. В частности, 12 ноября в Киево-Печерской лавре во время богослужения хор начал прославлять Россию. А уже в конце месяца СБУ обыскала обитель и нашла там враждебную пропагандистскую литературу и большие суммы наличных. Также правоохранители провели ряд обысков в храмах и монастырях РПЦ по всей стране, где находили также пророссийскую литературу и доказательства общения одного из митрополитов с российским патриархом Кириллом.

Несмотря на это большинство больших украинских святынь до сих пор контролируются полностью или частично РПЦ. В частности, Почаевская, Святогорская и Киево-Печерская лавры. И если в верхней части последней уже проводит службы Православная церковь Украины, то другие лавры на многие годы были когда-то переданы в аренду РПЦ.

Что с этим делать и как вернуть святыни государству – рассказала Gazeta.ua религиовед Людмила Филипович. Также побеседовали с экспертом о том, что делать с РПЦ и ее служителями в Украине.

Деятельность некоторых церквей не совсем адекватна моменту агрессии против Украины. Она нарушает и угрожает ценностям общества, национальной безопасности. Экспертная среда еще с начала войны в 2014 году неоднократно обращалась в разные властные структуры. Отмечали, что деятельность определенных церквей, а особенно УПЦ – политизируется. И это ярко проявлялось в поддержке политических партий и деятелей. Несоответствующая природе церкви антигосударственная активность - обязана быть приостановлена соответствующими решениями власти.

Но популистское требование "запретить церковь" свидетельствует о непонимании сущности религии, природы церкви, особенностей религиозной жизни. Можно запретить деятельность управленческих струкрур, приходов, сотрудничающих с врагами. Можно привлечь к уголовной ответственности священников, чья вина будет доказана в суде. Но для любого действия-решения нужны доказательства. Механизмы влияния на разные структуры и людей, в том числе и запретительного характера, у государства есть. Оно просто ими не пользовалось.

Автор: tvoemisto.tv
  Людмила Филиппович, религиовед, доктор философских наук, профессор. Родилась 7 августа 1956 в Черновцах. Училась на историческом факультете Черновицкого государственного университета, впоследствии продолжила получать знания в Омском госуниверситете. В 1979-1983 годах работала инспектором президиума Национальной академии наук Украины. Затем училась в аспирантуре Института философии НАН Украины. В 1988 году Людмила Александровна начала преподавать на кафедре религиоведения Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. С 1992 года она является научным сотрудником Института философии НАН Украины. В 2000 году получила ученую степень доктора философских наук по специальности религиоведение. С 2016 года Филиппович заведует отделом философии и истории религии Института философии
Людмила Филиппович, религиовед, доктор философских наук, профессор. Родилась 7 августа 1956 в Черновцах. Училась на историческом факультете Черновицкого государственного университета, впоследствии продолжила получать знания в Омском госуниверситете. В 1979-1983 годах работала инспектором президиума Национальной академии наук Украины. Затем училась в аспирантуре Института философии НАН Украины. В 1988 году Людмила Александровна начала преподавать на кафедре религиоведения Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. С 1992 года она является научным сотрудником Института философии НАН Украины. В 2000 году получила ученую степень доктора философских наук по специальности религиоведение. С 2016 года Филиппович заведует отделом философии и истории религии Института философии

Как должен происходить процесс возвращения лавр – Киево-Печерской, Почаевской? Ведь у РПЦ есть долгосрочные договоры аренды этих святынь.

Лавры, как общенациональное наследие, нужно вернуть в собственность государства. Частично по Киево-Печерской Лавре это уже сделано. Она была передана УПЦ не совсем на законных основаниях. И постепенно эта церковь "отжимала" у государства корпус за корпусом, храм за храмом. Это было политическое решение тогдашней власти.

Относительно Святогорской и Почаевской – есть отдельные процедуры. К КПЛ, как православной обители, нет вопросов касательно ее конфессиональной принадлежности. А вот Почаевская лавра долгое время принадлежала греко-католикам и была их в период наибольшего расцвета. Они прилагали к ее развитию много усилий. Больше чем православные. А теперь возникает вопрос: если передавать Лавру в пользование, то какой церкви? Ибо это наследие общенациональное. На нее могут претендовать все христиане, ведущие свой отсчет от крещения Владимира. Должна быть восстановлена определенная историческая справедливость. Греко-католики имеют такие же права, как и православные.

Соглашение заключено на 49 лет

Договор между УПЦ и Киево-Печерским заповедником как основным распорядителем зданий и имуществом Лавры об аренде двух храмов на территории Верхней Лавры - завершился 31 декабря 2022 года, а новый не подписали. Сложнее с Нижней Лаврой. В 2013-м было выдано специальное распоряжение Кабмина о передаче ее УПЦ в бессрочную аренду. О сроках в договоре ничего не сказано, что является нарушением законодательства.

Что касается Почаевской Лавры, то там соглашение заключено на 49 лет – вплоть до 2052 года. Ее законность давно вызывает вопросы у общества. Поэтому государство может не ждать срока истечения договора, а расторгнуть его досрочно. По Святогорской лавре также будет принято отдельное решение. Но на все решения должны быть законные основания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Раскольники, "братская" Россия и мерзость с 1990-х: о чем говорят в Киево-Печерской лавре после обысков СБУ

Как пророссийские священники и иерархи могут препятствовать возвращению украинской церкви именно таких больших святынь? Какие действия могут предпринять?

В Украине – свобода совести и свобода ее манифестировать. Потому священники имеют право и могут выходить на протестные демонстрации, писать письма, выступать с заявлениями, жаловаться в суд. Если это сделано законным способом, без использования силовых методов и средств – протестуйте. Это разрешено в демократическом обществе. Кстати, верующие УПЦ не раз пользовались этим правом. Например, протестуя крестными ходами против приезда Папы Римского. Поэтому могут быть митинги, а тем более при финансовой помощи главного спонсора.

Массовых борцов, титушек, которые будут защищать лавры – нет

Нет ли сейчас риска, что верующие РПЦ будут готовы силой защищать лавры? Не будет столкновений между людьми, как было в 1990-х, когда были столкновения за Киево-Печерскую лавру?

В 1990-х за Киево-Печерскую лавру особо никто и не дрался. Тогда власти просто отдали избранному на Харьковском соборе митрополиту УПЦ Владимиру (Сабодану) лавру под административные структуры церкви. Теперь же ситуация и политическая, и религиозная принципиально иная. Массовых борцов, титушек, которые будут защищать лавры – нет. А те монахи или прихожане слабо мотивированы. И мы это увидели 7 января, когда ПЦУ проводила богослужение в Успенском соборе. Тогда был шанс тем 200 монахам собраться и протестовать с плакатами. Но они этого не сделали.

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  7 января предстоятель Православной церкви Украины митрополит Эпифаний возглавил рождественское богослужение в Успенском соборе Киево–Печерской лавры. Это была первая в истории литургия, которую там совершил предстоятель ПЦУ
7 января предстоятель Православной церкви Украины митрополит Эпифаний возглавил рождественское богослужение в Успенском соборе Киево–Печерской лавры. Это была первая в истории литургия, которую там совершил предстоятель ПЦУ

Многие верующие, которые ходят в храмы РПЦ в Украине – в обычной жизни называют себя патриотами. Однако держатся за эту церковь, потому что считают ее канонической и признанной мировым православием. В то время как признание ПЦУ в последние годы затормозилось. Что делать с этими людьми? Кто и как с ними должен работать?

30 лет у верующих УПЦ формировали ложные стереотипы: другие церкви – это раскольнические и еретические, а одна и единственно истинная – это Московский патриархат. Чтобы разрушить эти стереотипы – понадобится вдвое больше времени. Кто это должен делать? Священники, поддерживающие "русский мим" не будут этим заниматься, потому что сами зависят от русских идеологем. Служители, на которых взошло озарение неверности ранее исповедуемых истин? Волонтеры-просветители? А где их набрать столько? Государство? Оно не вмешивается во внутренние дела церкви.

Статус УПЦ сейчас крайне непонятен и неопределен

Все эти представления о каноничности УПЦ и признании ее всеми православными церквями – являются разрушенными фантазиями после получения томоса для ПЦУ. Статус УПЦ сейчас крайне непонятен и неопределен. А вот статус ПЦУ подтвержден документально за подписью патриарха Варфоломея – первого среди равных. Признание (другими церквями – Gazeta.ua) придет. Сама Московская церковь ждала такого признания более 140 лет. А здесь только 4 прошло.

Что касается прихожан УПЦ, то непросто будет вернуть этих людей в дискурс украинского православия. С 1686 года после присоединения Киевской митрополии к Москве, церковь формировала у них чувство малороссийства, второсортности, неполноценности. Достоинство православного украинского христианина за год не построишь. И патриотизм таких людей, он скорее ситуативный, неглубокий, неосознанный. Не удивлюсь, если и после перехода в ПЦУ или документально подтвержденной автономии или автокефалии, они еще долго будут считать, что россияне нам братья.

Какое отношение к христианству имеет царь Николай II

В общем, мы плохо знаем свою историю, где можно найти прямые доказательства нашего христианского первородства. В 988 году, когда князь Киевский Владимир крестил киевлян-русичей, где была Москва? Московское царство, переросшее в Российскую империю? Как возникала церковь у московитов? Каким путём они получили патриархат? Как жила их церковь при царях и императорах? Верно служила порабощению других народов, в том числе украинского. Что об этом знает рядовой православный христианин в Украине? Все эти годы нашим людям рассказывали о истинности веры Христовой из Москвы, о святости московских патриархов, об искренней православности русских царей и цариц иноэтнического происхождения. А наивные украинцы верили в это. До сих пор верят! Ибо носятся с этими царскими портретами в своих крестных ходах. Какое отношение к христианству имеет царь Николай II? Вот такие нарративы распространяла УПЦ среди своих прихожан.

Правдивую историю о православии в Украине и обо всех конфессиях мира может рассказать только религиоведение – светская наука о религии. Но в школе она не преподается. Ее исключили как обязательную из учебных планов университетов. И откуда рядовой украинец получит знания о том, как строилась и росла Церковь в Украине?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Товарищ" Путин, московские попы и авто с титушками: о чем говорили во время исторической службы ПЦУ в Киево-Печерской лавре

Что делать со священниками РПЦ в Украине? Как их проверять на лояльность к стране и отсутствие каких-либо связей с государством-агрессором?

Вопрос о том, что делать и кому? Государству, обществу, церкви? Главный подход, если до этого дойдет – адресность. Не всех гамузом высылать в Сибирь, а учитывать контекст. Всё зависит от места, времени, личности. Кто-то даже предлагал провести люстрацию, как одно время люстрировали госслужащих. Вопрос: кто этим будет заниматься? Кто создаст такие люстрационные комиссии и кто туда войдет? И в конце концов, как это будет происходить?

На 2020 год в УПЦ было около 10 тысяч священников

На 2020 год в УПЦ было около 10 тысяч священников. А что будет с приходами, где они правят? Как вы представляете себе проверку на лояльность? Есть ли связи с Россией – это дело СБУ, чем она, собственно, и занимается. Здесь иначе нужно задать вопрос: не что делать со священниками, а что делать священникам? Самоопределяйтесь! Это сложные процессы мировоззренческого выбора. Не только политического: ты за Украину или Россию? А именно мировоззренческого: с какой системой ценностей ты себя идентифицируешь? Истинно ли исповедуешь Иисуса Христа? Настоящий ли ты христианин в своих намерениях, мыслях, действиях?

Автор: Тарас ПОДОЛЯН
  Украинцы причащаются в Успенском соборе Киево-Печерской лавры 7 января. Это была первая в истории литургия ПЦУ в этом храме. Несмотря на это, нижняя часть лавры до сих пор контролируется РПЦ в Украине
Украинцы причащаются в Успенском соборе Киево-Печерской лавры 7 января. Это была первая в истории литургия ПЦУ в этом храме. Несмотря на это, нижняя часть лавры до сих пор контролируется РПЦ в Украине

Что вообще делать с РПЦ в Украине?

РПЦ во время войны нужно приостановить. Так не может быть, чтобы в Украине существовала и действовала церковь государства, которое с нами воюет. У нас есть украинцы-россияне. Им нужно разрешить, если будет запрос, открыть приход русской православной церкви. Но только после победы.

В Украине не судят за веру. Судят за действия, к которым приводит эта вера. Так было с Белым Братством. Судили не за то, что люди верили в Марию Дэви Христос, а за то, что совершали общественно опасные действия, организовывали антисоциальные акции. В Украине существует много разных церквей, и никто их прихожан не осуждает за то, что они неправославные или не украиноправославные. Но общество и государство должно знать о вашей истинной конфессиональной принадлежности.

Украинцы ходят в церковь в три раза чаще, чем россияне

Сколько сейчас православных посещают храмы РПЦ в Украине и ПЦУ, по вашим оценкам?

По последним данным, около половины украинцев посещают богослужения, и это та цифра, которая почти не изменилась с 2000 года. Наиболее активными в этом являются верные УГКЦ – 93,3%, далее следует УПЦ МП – 76,8%, ПЦУ – 66,9%. В целом же 15,6% украинцев ходят в церковь раз в неделю или чаще, еще 18% – раз в месяц и 34,6% – только по большим праздникам. Украинцы ходят в церковь в три раза чаще, чем россияне (в самой России), но реже, чем соседи-поляки, и реже, чем греки или грузины.

Какой вы видите религиозную обстановку вокруг православия в Украине через год-два-три?

Религиозная жизнь – это та сфера, где не происходят быстрые перемены. Церковь – самый консервативный социальный институт. Но даже при этом учёные фиксируют заметные сдвиги в жизни православия. Ну вот, кто ожидал, что 7 января будет правиться в Киево-Печерской Лавре на украинском языке украинским митрополитом Украинской церкви? Надежда и желание были, намерения очертились, но все решилось через несколько дней благодаря политическому решению власти. Церковь стала смелее, она формулирует свои запросы государству, которое слышит потребности.

Движение к полнокровной православной жизни ПЦУ не приостановилось

Не могу сказать, что православная проблема в Украине окончательно решена. Поместная автокефальная православная церковь создана, что подтверждает полученный от Вселенского патриарха Варфоломея Томос. На этом движение к полнокровной православной жизни ПЦУ не приостановилось, оно будет динамично продолжаться до достижения патриархического статуса и всеправославного признания.

Огромный вызов стоит перед УПЦ, которая воспринимается Вселенским патриархом "объединением епархий Московского патриархата на территории Украины", то есть, по всем внутрицерковным документам, она является структурной частью РПЦ с неопределенным каноническим уставом. Вот с этим нужно разобраться. Но процесс самоопределения православных приходов и верующих, чрезвычайно ускорившийся российско-украинской войной, несомненно должен завершиться духовным освобождением тысяч украинских верующих от пророссийских церковных структур, от влияния религиозной Москвы.

Сейчас вы читаете новость «"РПЦ нужно приостановить" - Людмила Филиппович рассказала, как быть со священниками русской церкви в Украине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть