Надо быть готовыми, что не удастся установить всех, кто совершал преступления против активистов Революции достоинства.
Об этом в интервью Gazeta.ua говорит адвокат семей Небесной сотни Павел Дыкань.
Обличительных показаний со стороны "беркутовцев" почти нет. В них действует замкнутая, корпоративная солидарность. Не сдают своих. "Беркут" на Майдане был в шлемах и без каких-либо опознавательных знаков. Установить их без помощи изнутри спецподразделения очень трудно.
На днях генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что досудебное расследование убийств на Майдане завершено. В ближайшее время дело передадут в суд.
- Не понимаю стремление генпрокурора быстрее передать материалы в суд. Оно абсолютно неоправданно. В некоторых эпизодах следствие действительно можно назвать завершенным. Речь идет об установлении исполнителей. Например, о событиях 20 февраля 2014-го. Почти все обстоятельства определены. А события 18 февраля недостаточно расследованы. Убийства Сергея Нигояна и Михаила Жизневский (погибли 22 января 2014 во время противостояний на улице Грушевского. - Gazeta.ua) тоже плохо проработаны. А это вопиющие эпизоды. Избиение активистов, превышение служебных полномочий правоохранителями также надо расследовать тщательно.
Юрий Луценко во время предвыборной кампании очень хочет показать, как эффективно работает. Но своими заявлениями опережает время.
Когда досудебное расследование завершится самом деле, предполагать трудно. Если бы генпрокуратура должным образом обеспечивала следствие, это можно было бы ускорить. Речь про техническое обеспечение, поддержку надлежащих законодательных инициатив, эффективный электронный документооборот и еще много рабочих моментов.
Луценко сказал, что в деле о расстрелах на Майдане на скамье подсудимых находится 150 представителей силовых структур. Планирует "заочно добавить еще полтора десятка человек во главе с Януковичем и руководителями силовых структур". На сколько эта цифра соответствует действительности?
- Луценко преувеличил количество обвиняемых. Более того, некоторые продолжают работать в Министерстве внутренних дел, находясь фактически на скамье подсудимых.
Лица, которые фальсифицировали материалы следствия в отношении задержанных майдановцев, должны понести наказание. Те, кто стрелял и бил людей, - тоже. Поэтому в итоге должна получиться в разы большая цифра.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Россияне отказали в качественном лечении для пленных украинских моряков
Кто на сегодняшний день наказан за преступления против активистов Майдана? Ранее сообщалось, что вынесли 51 обвинительный приговор.
- Сейчас только два человека осуждены. И это возмущает. Надо понимать, что обвиняемый приговор - это далеко не всегда тюрьма. Кто-то получил просто штраф или условный срок. Таких приговоров много. Реальное наказание получили только двое "титушок": гражданин Азербайджана Азиз Тагиров (обвинен в хулиганских действиях и похищении человека в Киеве 21 января 2014-го. В 2015-м его посадили на 4 года. - Gazeta.ua) и Юрий Крысин (обвинен в убийстве журналиста Вячеслава Веремия. В прошлом году суд дал ему 5 лет тюрьмы. - Gazeta.ua). Ни один из тогдашних правоохранителей не сидит в тюрьме.
Кто препятствовал следствию?
- Не обязательно, что бы был злой замысел саботировать расследование. Наше "замечательное" процессуальное законодательство позволяет затягивать дела до бесконечности. Они могут годами лежать в судах. Вопрос не только в эффективности органов досудебного расследования. Плохо работает вся система в целом.
Власть часто обвиняют в отсутствии политической воли в расследовании.
- Это касается рядовых исполнителей. За пять лет реальный срок получили двое "титушок". Итак власть не заинтересована в справедливом наказании виновных. А заказчики все убежали из Украины. Были случаи, когда не могли объявить подозрение человеку, занимающему серьезную должность, потому что ее не согласовывал прокурор.
Какие следственные действия можно проводить сейчас, когда уже прошли пять лет?
- Новые обстоятельства преступлений устанавливаются по сей день. Появляются новые видео и фото. Их исследуют, проводятся экспертизы. Свидетели дают показания. Это нормальная практика. Дело очень большое, материалов много. Есть эпизоды, которые неправильно расследовали. Затем они попали в департамент, который специализируется на преступлениях против Майдана, и работу пришлось начинать сначала.
Сколько "беркутовцев" остались работать в МВД?
- Фактически все представители "Беркута", которые остались в реорганизованном подразделе "Корд", касаются преступлений. Были свидетелями или непосредственными участниками. Во время Революции достоинства "Беркут" почти со всех уголков страны привезли в Киев. Одна из главных проблем следствия - они не дают показаний.
Надо создавать новые спецподразделения. Должны работать молодые, мотивированные, обученные ребята. За пять лет можно было параллельно построить новую структуру и со временем передать ему полномочия. Но новым профессиональным правоохранителям надо платить достойную зарплату. За идею люди не могут работать всю жизнь. Правоохранительную систему надо перестраивать снизу. Раньше люди шли туда, четко понимая, что будут брать взятки. Так что нужно повышать социальный статус работников МВД. И усиливать ответственность за коррупцию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Отстранили судью, который выносил приговор Януковичу
Как вы оцениваете реформу и люстрации в полиции?
- Нельзя сказать, что ничего не изменилось. Есть положительные моменты. Но система осталась старой и неэффективной. Расследование затягиваются, у следователей по двести дел. У прокуроров - еще больше. Прогресс от реформы есть, но этого недостаточно.
Что именно нужно сделать?
- Обновить уголовно-процессуальный кодекс, чтобы можно было быстрее и эффективнее рассматривать дела. Дать больше полномочий судей. Они должны быть главными и управлять процессом. Надо перейти к суду присяжных. Сформировать законодательство о заочном расследование. Такой принцип действует, и алгоритм не прописан. Дело Януковича очень ярко это показало.
Нужно изменить уголовный кодекс. Есть абсолютное несоответствие наказаний. За хранение наркотиков дома грозит примерно такой же срок, как и тому, кто совершил тяжкие преступления.
Вы часто общаетесь с родными погибших на Майдане? Как они воспринимают расследования, изменения в стране?
- Видят, что специально созданное для расследования дел Майдана подразделение дает определенные плоды. Люди верят, что виновников накажут. Впрочем время идет и некоторые родственники погибших уже не с нами. Они так и не дождались справедливого наказания для тех, кто убил их ребенка.
Что считаете главным достижением Майдана сегодня?
- Мы вернулись к состоянию свободной страны. Наше государство заметно в мире. Но внутренняя ситуация оставляет желать лучшего. Еще есть много работы. Демократическая страна в первую очередь опирается на принципы законности.
20 февраля Украина чтит память погибших во время Революции достоинства. В столкновениях на Майдане пострадали более 2 тыс. протестующих, 109 из них погибли.
Комментарии