В музыкальном ресторане "Дежавю" на столичной улице Богдана Хмельницкого в летний полдень тихо. Полуприсмерк, на стенах - музыкальные инструменты, виниловые пластинки, коллажи музыкантов прошлого века. Это одно из любимых мест в столице актера Алексея Горбунова. Здесь он назначает встречу в начале июня.
Три года назад Алексей покинул Россию, где успешно работал с 2000 года. Круто судьбу изменил Майдан. Из-за проукраинских взглядов актер потерял громкую кинокарьеру там, однако сценарии из России продолжает получать и сейчас. "Согласиться себе позволить не могу, даже на очень хорошие", - признается.
Этой весной Алексей Горбунов воплотил давнюю мечту - начал снимать фильм о Киеве. О нем и рассказывает в первую очередь.
Сейчас мы отсняли получасовой фильм "Травень". Авторы идеи - Виктор Придувалов и я. Автор сценария - Андрей Хохолкин, с участием Владимира Адольфыча. Режиссер - Виктор Придувалов. Мы вместе искали деньги и составляли сценарий весь апрель. Нашли средства, благодаря людям, в первую очередь сопродюсеру картины Виктору Гордееву. Он сделал основной вклад, который позволил нам сразу стартануть. Это все киевляне - люди моего возраста, им всем за 55: Гарик Гольфман и Витя Гордеев - друзья. Они хотели о Киеве снять, хотя живут все в разных точках мира. К сбору денег на фильм подключились друзья и из Америки. Волонтер Оля Келли из Сан-Франциско узнала о нашем намерении через Фейсбук. Собирала деньги по своим волонтерськиим точкам.
Как только появились деньги, группа через три дня была набрана и через пять дней мы снимали кино. Скорость выполнения, искренность желания снять кино делает чудеса. Мы за девять смен сняли полчаса. Думали, что у нас будет короткий метр, но получилось больше. Просто Киев, восход солнца, каштаны, сирень. Этот май, когда просто все горит. Это история о любви. Главную роль играет Вика Токманенко, очень хорошая актриса.
Киев для меня - это восход солнца, Днепр и купола Лавры. Мой папа-сибиряк в Одессе учился, и попал в Киев по направлению. Прививал мне любовь к Киеву. Говорил: "Запомни, из Киева все началось". Мама просила: "Давай переедем в Москву". А он отвечал: "Я из Киева никуда". Сегодня я то же говорю своим детям.
Мне обидно, что за три года я только это сделал, и еще сериал "Одинак" и "Гвардия". Три года ушли в никуда, просто выброшены. Я много людей встретил хороших, много событий пережил, боли много, потерь, сердце залито кровью - не до кино было. Но сейчас я понимаю, как можно быстро снять кино, если бы еще все были такие энергичные и быстрые. Ну, может Ахтем Сейтаблаев снимет хорошее кино о киборгах. К тому же, там бюджет хороший.
Для меня, когда не снимают кино, - это такое же поражение, как на войне. Столько талантливых людей! Как же можно быть такими оболтусами, чтобы за четыре года не аккумулировать лучших. Я уже все свое доказал, что я умею, что я могу, прошу не мешать, или создать условия, чтобы молодых учить
Для меня, когда не снимают кино, - это такое же поражение, как на войне. Столько талантливых людей! Как же можно быть такими оболтусами, чтобы за четыре года не аккумулировать лучших.
Почему такой прорыв сделала молодежь в музыке? Потому что дети благодаря сети не зависят от денег. Я буду снимать 5-минутные фильмы для YouTube и я давно хочу 5-минутное шоу, которое буду гнать на YouTube. Я понял: мне только в сеть. Там простота исполнения, честный отбор, дерьмо там не влезет, там только талантливое и яркое. Сеть - это не телевизор. Бабки там не берут, наоборот, они вытягивают тех, кого смотрят миллионы. Кино так же работать.
Мне поздно меняться, мне будет 56 лет, я уже все свое доказал, что я умею, что я могу, прошу не мешать, или создать условия, чтобы молодых учить.
Каких специалистов нам не хватает больше всего?
Актеров у нас много, очень хороших. Причем типажно разных - и в театре, и в кино. А вот режиссеров мало. Если они есть, то я не знаю где. Надо создавать новые школы, собирать небольшие группы людей, которых быстро обучать. У нас операторы шикарные. Всегда в Украине были хорошие операторы, начиная со времен Александра Довженко. Где-то у нас в крови операторское мастерство. Вся история дореволюционного кино - это все на территории Украины: Одесская киностудия, Ялтинская киностудия. Операторы у нас были с самого начала.
У нас продюсеров нет. Самая большая беда в Украине - сценаристы. Их ноль. То есть, если есть молодые, то их надо откапывать. Этим некому заниматься. Я думаю, что есть люди, которые пишут, как Жадан, как Ворожбит. Но два сценариста Жадан и Ворожбит на сорок миллионов? Не поверю в жизни. Где-то есть новая Лина Костенко. Есть люди, которые пишут так, что только бы найти этих людей. Вот чем должно заниматься Министерство культуры и комитет кинематографистов.
Война должна скорость выполнения в пять раз поднимать. Мы кино должны снимать о том, как пацаны воюют.
"Гвардию" впервые отсняли - молодцы! Проходят два года, и вот только сейчас мы продолжение "Гвардии" снимаем. И то вместо четырех запланированных серий снимают две, потому что не хватает средств. Бюджет срезали в два раза. Хотя они очень стараются.
Самое обидное, что мы много времени потеряли. Можно было минимум снять по одной хорошей картине в год. Нам надо такое кино, чтобы в мире знали, что такое Украина.
В Вильнюсе ко мне люди подходили фотографироваться и называли русским артистом. Как такое может быть? Три с половиной года идет война. Я уже столько времени в Украине живу, три года кольцо с трезубцем ношу: мне киборг его в Днепре как подарил, так его и не снимаю. Кто об этом знает?
Я был в Вильнюсе. Два дня на улицах ко мне люди подходили фотографироваться и называли русским артистом. Как такое может быть? Три с половиной года идет война. Литовцы ко мне подходят и спрашивают: "Как там у вас в России? Что нового привезете?" Я уже столько времени здесь живу, три года кольцо с трезубцем ношу: мне киборг его в Днепре как подарил, так его и не снимаю. Никто об этом не знает. Потому что государство должно меня на фестивали возить, тогда бы я уже с Россией не ассоциировался. В Москве пропаганда работает. А наша где?
Хотя достойных представителей Украины хватает.
ONUKA - это лицо Украины. Наконец-то эта девочка написала "Це моє місто", я год слушал эту песню. Прямо ноги готов целовать, что хоть кто-то написал о Киеве, на украинском языке, причем так, что просто разрывает. Вот так надо создавать национальный продукт. Действительно талантливые люди - это Лесик Подеревянский, Вакарчук, ну, пять фамилий я назову.
Вы же знаете сколько у нас псевдопатриотов. Все за язык, за страну говорят. Знаете, на войне много по-русски говорят, и это не мешает им драться за Украину. Язык - это оружие, разумеется, но не стоит на нем детонировать.
На войне много по-русски говорят, и это не мешает им драться за Украину. Язык - это оружие, разумеется, но не стоит на ней детонировать
Для боксеров важно, не на каком языке ты бьешься, а под каким флагом. Усику россияне под миллиард предлагали, чтобы он только за Россию дрался. Он отказался.
Сейчас Дорна чмірят. За что? Он молодой, едет играть, от Украины едет. Он не едет с российской майкой, а в украинском поет. И деньги он сюда отдает. Для таких людей не должно быть границ, они же на весь мир транслируют Украину.
Что за эти три года Вас радовало?
Молодежь, "Радио Аристократы", хорошие фильмы. Я же не сижу на месте, езжу по Украине. Просто не понимаю, почему во Львове еще не было ни одного моего концерта и спектакля. Ни в Одессе, ни в Тернополе, ни во Львове. Я актер, который готов выступать хоть каждый день, только дайте мне площадку и график, и я еду.
Есть ли возможность участвовать в проектах за рубежом, на западе?
У нас продюсеров нет. Был бы продюсер, я уже давно бы в Канаде, в Америке, ездил бы и Украину представлял бы. Мне хотя бы одного продюсера такого, которые у меня были в Москве, мы бы уже полмира за эти три года проехали бы с нормальным кино, с моими спектаклями и концертами.
Нельзя в это время пластик показывать, который уже 40 лет на экранах идет. Они из года в год показывают то же кино с теми же актерами и тем же сюжетом. Здесь сейчас жизнь, все бурлит, все перевернулось. Я за год таких настоящих сценариев наслушался - от волонтеров, от бабушек простых, от врачей, от пацанов. Хоть каждый день за ними пиши романы. А они, снимают пластмассовые сериалы о любви. Но люди реально хотят кино о любви, светлой картинки и простой надежды хотят.
Зато появилось хорошее документальное кино.
Документальное кино - это нереальный прорыв, который начался с Майдана благодаря молодым. Молодые с камерой под пулю лезли. Кино должно быть такое же живое и динамичное - как бокс, как война.
Я с первого класса правила меняю, никогда не подчинялся. Я был двоечником, хулиганом, зарабатывать начал в 12 лет: фарцевал, доллары менял в 13 лет, я вырос на улице. Моя жизнь не простая, и никогда таковой не была, я всего сам добивался, и это очень трудно. Затем добившись всего я оказался в десятке лучших актеров России.
Я Москве благодарен очень. И те люди, которых я увидел в Москве - это лучшие, которых я видел в кино. Здесь тоже были лучшие - и Брондуков, и Миколайчук, и Гаврилюк, Гринько, Алялин, Степанков. Это великие актеры. Я их застал.
Но в Москве я работал с лучшими режиссерами, продюсерами, сценаристами и с огромными бюджетами. Там я увидел, что такое кинопроизводство. Я к лучшим попал и после лучших мне сложно.
Алексей на эмоциях встает выходит за дверь. Через 10 секунд возвращается.
Я хочу вам сказать одно. Любовь - лучшее, что было и есть у людей, и вот об этом надо снимать кино. У нас нет кино о настоящей любви. Мы нация, очень эмоциональная. Несмотря на разногласия между областями и наш языковой вопрос. Но что такое Украина? Это столько эмоций! По-моему, любви здесь больше, чем где-либо.
Вам лично случалось жертвовать чем-то ради чувств и женщин?
Сейчас я не вспомню, киця. Конечно. Как и каждый человек, и бросал много, и что-то терял ради любви. И вся жизнь - это любовь постоянна. Скажу больше - очень много в моей жизни судьбоносных поворотов было благодаря женщинам. Ада Роговцева меня взяла за руку и привела к Степанкову Константину Петрович. Просто я ей стихи читал перед вступлением - хотел к Аде Николаевне на курс. Она сказала: тебе нужно к моему мужу. Взяла меня за руку - познакомила со Степанковым. Она изменила мою жизнь этим знакомством.
Я снялся в фильме "Гу-га" в советское время. Когда был показ фильма в Доме кино, ко мне подошла женщина - заминистра культуры. Говорит: "Алексей, замечательная работа. Я вам ее отмечу". Я не понял, что она имела в виду. Через месяц я получил звание заслуженного артиста УССР и двухкомнатную квартиру. Вот так артистов уважали молодых. Тогда чиновники знали кино, актеров знали.
Я застал лучшее, что было в советское время. Хотя я против тех остатков Советского Союза, которые у нас остались. Вот эти все руководители - это все бывшие комсомольцы. Если коммунисты, как мой отец, бесплатно восстанавливали страну, а эти разворовывают то, что наши родители построили. И при этом сознание у них все-равно советское. Они бывшие комсомольцы, которые воруют миллионы и миллиарды из родной страны.
Сейчас время одиночек?
Мы все, как боксеры наши, одиночки. Каждый выживает в одиночку как может. Те, кто выживут, потом когда-то объединятся.
Одиночки - в каждих коридорах. Посмотрите, какие айтишники у нас, которые музыканты. Слава Богу, в музыке за два года произошел прорыв. Посмотрите, сколько талантливых новых людей по всей Украине - причем это и Тернополь, и Франковск, и Одесса, и Николаев. Сел - компьютер дома, две гитары. Два бита записал, текст хороший, и погнали. Все же просто. Попадает в сердце. Это же наоборот их поддерживать надо. Памятники детям ставьте. Дайте им медали. Вот что должно делать министерство. Или просто к ним не лезьте и не мешайте. Дети и так разрулят.
Сейчас время одиночек. Посмотрите, какие айтишники у нас, которые музыканты. Слава Богу, в музыке за два года произошел прорыв. Сел - компьютер дома, две гитары. Два бита записал, текст хороший, и погнали. Все же просто. Попадает в сердце
Одиночки себя создают сами. Вот Вася Ломаченко, Саша Усик. Сейчас же сколько молодых в бокс пошло благодаря этим пацанам. Бокс развивается. Так же, как футбол прежде. Я помню - вемь Киев бегал на "Динамо" Блохина смотреть, на Лобановского. Какие звезды? Мы, пацаны по 12-14 лет, просто подбегали к ним и сидели рядом с ними. Это для нас культ был, футбол. И "Динамо-Киев" тогда всех рвало. А тренер Лобановский сказал в советское время, нарушив все законы футбола: "Сборная страны СССР должна делать все на базе одного клуба. Тогда мы можем играть". Его чмырили. Но он сделал на базе Динамо и три года подряд там рвал весь мир. Поэтому школа футбольная того времени Лобановского просто гремела. Он - создатель ее.
Поддерживаете ли связь с родственниками в России?
Меня эта война разрезала пополам. У меня полсемьи в России: моя старшая сестра в Москве, у меня жена из Москвы. Там масса людей, которым я до сих пор благодарен. Причем они меня зовут на съемки до сих пор, несмотря на то, что я для многих там из-за своей позиции не друг уже давно. Как только здесь "Гвардия" с моим участием вышла, началось: "О, карателям поехал!" При этом многие россияне меня толком не знали. В Питере думали, что я московский артист, а в Москве - что питерский. И только потом, когда я вернулся в Украину, они спросили: "Да ты киевлянин?"
Москвичей тоже не надо всех огульно осуждать. Там сейчас масса людей начинает в себя приходить. Там им не сахар в той России. К тому же нам не нужно быть на них похожими. Чего мы лаем все время "москали"? Нам здесь свое разгребать - непочатый край работы. Три года наши и их сми льют друг на друга грязь. А правда не в этих "гав-гав", а в чем-то другом: в полутонах, в молчании.
Если бы вы три года назад знали, как все сложится в Украине, вы бы вернулись сюда?
Все равно вернулся бы. Я взрослый дядя. Для меня ценности не меняются. Для меня с войной родина получила истинное значение. Потому что родину на деньги не меняют. Мне даже до войны, уже на Майдане было все ясно. Понял, что приеду в Киев и сразу буду документальное кино снимать, спектакль наметил делать. Конечно, война спутала все эти карты. Пришлось это все как-то резко рвать.
Для меня с войной родина получила истинное значение. Потому что родину на деньги не меняют. Мне даже до войны, уже на Майдане было все ясно. Понял, что приеду в Киев и сразу буду документальное кино снимать, спектакль наметил делать. Конечно, война спутала все эти карты
Но я не думаю, что что-то бы изменилось. Потому что для меня с войной родина определилась четко.
Хотя вы часто ее критикуете.
Мы свое не умеем ценить. Булгаков у нас - непонятно чей писатель. Он в Киеве родился. Весь мир о Киеве знает благодаря Булгакову. Гоголь, памятники которому по всей России стоят - мы не знаем до сих пор, наш он или не наш. А он наш, хватайте все свое назад. Вертинский - наш! Вот что делать надо: "наш!"
У Гоголя вся наша ментальность. Чего же россияне до сих пор никак понять не могут Украины, ибо это мистическая страна. Сюда нельзя с оружием. Потому пропадете здесь. На сколько встреч со зрителями я ездил еще до войны во Львов. Люди всегда кормили, поили, всегда рады и хлебосольные были. Меня перевернуло: как после этого этих людей еще можно называть фашистами-бендеровцами?
На Майдане мне все открылось. Я во время революции неделю проводил на съемках в России, неделю - на Майдане. Малую забирал прямо из школы с собой - учится на Прорезной, у нее баррикады стояли возле школы. Светом било из того места, лица просветленные у людей были. Когда увидел 15-летних подростков, которые из школы разносили майдановцам горячий чай, и бабушек в шубах, которые колотили майдановскую мостовую, я понял - вот в какой стране, я оказалось, родился и хочу жить.
Я всю жизнь подсознательно чувствовал, что наверное, она такая. Но именно второй Майдан мне открыл, что так и есть. Поэтому нет, я бы ничего не изменил. Мало того - я считаю, что Майдан - это, наверное, одно из лучших и самых светлых переживаний и потрясений для меня. Будто облака разошлись и вышло солнце.
Гузара надо ежедневно вместо политиков хоть по две минуты транслировать в эфире. И Филарета тоже. Он же в свое время Яника предостерегал: "Не вздумай народ на Майдане разгонять". А те же преступники у власти набожные. Они крадут-убивают, но имеют золотые иконостасы. Руки по локоть в крови, а Богу молятся. Ну ничего, у входа в ад встретимся все. Там все душа в душу поговорим
И потом Гузара я очень много смотрел, Царство ему Небесное. Вот это Украина! Гузара надо ежедневно вместо политиков хоть по две минуты транслировать в эфире. И Филарета тоже. Он же в свое время Яника предостерегал: "Не вздумай народ на Майдане разгонять". А те же преступники у власти набожные. Они крадут-убивают, но видела, какие иконы у всех этих Пшонок: золотые иконостасы. Так они у Бога отмаливают. Полагают, Богу золотых икон нужно. Руки по локоть в крови, а Богу молятся. Это удивительно.
Думаете, это не показуха?
Разве он имел бы столько икон в спальне, если бы была показуха? Они отмаливают. Просто у них свой Бог. Они думают, чем иконы золотее, тем ближе к Богу, а если платиновые - это уже прямо в Бога ты, понимаешь? Ну ничего, у входа в ад встретимся все. Там все душа в душу поговорим.
А то они думают, к Богу понесут те богатства свои, оффшоры к Богу понесут. Договорятся с Богом, думают они.
Ну ничего, скоро вырастет поколение 12-летних, которое отберет у них все. Дети, 12-летние хакеры, сделают это красиво. Я в это верю. Моей старшей дочери года не было - она в доме знала все мои нычки, где я прячу бабки. До сих пор смеемся, когда вспоминаем. Настя прятала туда печеньки. Это же поколение космическое, они с космосом напрямую контактируют. А власть этого не понимает, потому что у них толстый мозг, глаза лживые, советская заточка, и только две мотивации - страх и жадность.
Думаю, дай Бог мне дожить до того времени, когда я увижу, как нынешнее поколение молодых придет к власти. Но для этого наша помощь нужна.
Может, все-таки организуете актерскую школу?
Конечно. Хочу. Но для этого уже требуется серьезное вложение какое-то. Спокойно набрать людей. В первую очередь учить надо продюсеров, сценаристов. Качественных директоров у нас ноль. Все актерские агентства можно сегодня закрыть. Потому что они только стыдят. При каналах пусть остаются. А в кинопроизводстве они нам не нужны. Киношкола нужна, и подтягивать к сотрудничеству профессионалов. Я с Тимом Ротом снимался, с Гийомом Кане, с Жаном Дюжарденом, с Сесиль де Франс, с Уильямом Дефо. Если бы у меня была киношкола, я бы этих всех людей пригласил.
Как изменились украинцы за годы войны?
Пришло время мужчин. Мужчина - это воин в первую очередь. Мужчины раскрылись на этой войне очень. Женщины, между прочим, тоже. Маленькие девочки мне рассказывали, как они вытягивали бойцов, говорили: "Это такой адреналин, тянешь - одного за другим". Об этих своих людях мы должны кино уже три года снимать. Самое ценное, что мы имеем - земля, небо и люди. Я о лучших говорю. Мы лучших не выносим на экраны и не показываем своей нации.
На улице Алексей нехотя позирует для фотографа.
- Фотография - мука для меня как для киношного человека, - признается. - Мне трудно позировать. Легче, когда снимают в движении. А так чувствуешь, будто тебя к стенке ставят и в сердце, сука, ножом залезают.
Актер прощается и заскакивает в свой серый Mitsubishi Pajero. Через 5 минут возвращается и дарит диск со своим фильмом.
- Это кино - на мое 50-десятилетие снято. Только смотреть без детей - там много матов. Короче, вся моя жизнь - там. Но много матов.
Комментарии
1