




Около 600 тысяч людей могут называть себя ликвидаторами, из них 10% - женщины. Они работали на самой станции, в паспортных столах, помогали проводить эвакуацию населения. Варили еду, лечили, измеряли уровень радиации и многое другое. Про это рассказывает Королевская Анна, заместитель директора по научной работе Национального музея "Чернобыль" в Киеве. Она предоставила уникальные материалы из архива музея об женщине-ликвидаторе, которая работала на станции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Билеты в Чернобыль будут продавать онлайн
В 42 года Альбина Бахмурова была инженером водно-химической лаборатории на Чернобыльской АЭС. В день трагедии женщина была дома. Ее вместе с семьей эвакуировали из Припяти. Вернулась на работу только через месяц после аварии. В обязанности входил химический контроль воды, масла, газа в реакторах.

"На станции было непривычно тихо. Даже вентиляция не работала. Ее включали, но при этом сильно увеличивался радиационный фон. Жутко! Мне, первой женщине на станции, пришедшей после аварии, пришлось работать в сложной радиационной обстановке. Выполняла обязанности начальника лаборатории. Из 99 сотрудников вернулись только 5. Вместо 6 часов, смены длились по 12. И три часа на дорогу в спецкостюмах. А на улице то лето! – пишет Альбина в своих воспоминаниях Национальному музею "Чернобыль", - Спала по 3-4 часа в сутки. После станции приходилось писать отчеты. И так 51 день подряд"
Сохранились переписка матери с дочкой, которая в это время была в лагере "Артек".

"Когда вышла "в свет" вне радиоактивной зоны, ощутила каждой клеточкой, что люди живут другой жизнью, ходят в легких платьях, босоножках! На контрасте работа на станции казались страшным сном. Казалось, всегда нужно будет в жару носить спец костюм, респиратор и ботинки, - пишет Альбина, - Думаю, смогла ли бы повторить все и работать снова в тех ужасных условиях? Правильно ли я поступила тогда? Ведь я женщина, мать, бабушка, жена. Могла спрятаться за спинами мужчин. Но, скорее всего, опять бы ринулась в бой. Повышенное чувство ответственности, долга, воспитание ведет по жизни до сих пор".

Альбина Бахмурова работала на станции до 1990 года. Пока ей не присвоили вторую группу инвалидности. Получила дозу облучения в 90 БЕР. По теперешним украинским нормам, доза облучения операторов АЭС не должна превышать 2 БЭР в год. 100 БЭР приводит к острой лучевой болезни, а 600 БЭР – к смерти.
Для ликвидации последствий катастрофы привлекли более 40 служб и около 600 тысяч людей из Советского Союза, 190 из которых приехали со всей Украины. Активные работы велись 1986—1987 годах. Более 110 тысяч украинских ликвидаторов стали инвалидами. С 2006 года 14 декабря в Украине - День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Комментарии