Алексей Шалайский, 44 года, редактор сайта "Наши деньги" и сайта еженедельника "Зеркало недели" рассказал Gazeta.ua о современных тенденциях в сфере СМИ. Он считает, что из бумажных изданных первыми исчезнет "желтая пресса".
Что сейчас является проблемой для рынка СМИ?
- Два года назад была проблемой для украинских СМИ - профессиональные журналисты. Их просто не хватало. Почему? Так как при демократии, когда есть много точек влияния, многие зарабатывали деньги. Как правило, это были украденные деньги - бюджетные деньги. Кто украл много денег, тот открывал телеканал, кто меньше - газету, кто еще меньше - только сайт. В Одессе больше всего сайтов, их владельцы имеют отношение либо к таможне, или к деятельности 7-го километра. Брали всех, кто знает алфавит. Но хороших журналистов осталось то же количество, они растворились в массе других. Это повлияло на качество контента. Когда смотришь на телелеканалы, газету или сайт, то думаешь, что их уровень является правильным, масса давит. После кризиса, а особенно после построения жесткой вертикали власти, многие люди не знают, как политкорректно писать, поэтому многие сайты просто закрылось. Например, "Газету по-киевски" закрыли не от проблем с деньгами, а по политическим причинам. Большое количество журналистов вышло на рынок, начался естественный отбор вследствие которого редакции насытились более или менее профессиональными журналистами.
Как политика еще влияет на медиа проекты?
- Ранее действовавшая система общественного договора: вы украдете там, мы украдем здесь. А сейчас, если ты чужой - ты платишь всё, а это значит, что проиграешь на рынке. Люди не хотят платить потому что лишь часть игроков на рынке должны платить всё. Если бы власти заставили платить всем, то изменился общественный договор, все были бы в одинаковой ситуации. Сегодня журналистам экономических изданий трудно брать комментарии и интервью у людей бизнеса. Была такая история: один журналист пришел к председателю банка без согласования. Записался к нему на прием, зашел, сказал, что хочет поговорить о тенденциях на рынке. Председатель банка взял 200 долларов, положил их в руку журналисту, сказал: это за то, чтобы никакого материала со мной не было. Человек не хочет, чтобы его фамилия где-то появилась. Раньше было наоборот - люди сами платили, чтобы к ним пришли. Масса людей хочет дать деньги на СМИ, но страшно, потому что за это может значительно пострадать бизнес. Это же касается и рекламного рынка. Для газет, сайтов и телевидения проблема в том, что многие рекламодатели не хотят нести в оппозиционные медиа деньги. Скрытая реклама еще проходит, а открытая - нет.
Как относитесь к джинсе?
- Говорят, джинса - это всегда плохо. Неправда, не всегда. Джинса - это проплаченная тема или материал. Очень часто тема приносится с фактами. Человек приносит на другого факты, где черным по белому показано - "этот украл". При других обстоятельствах никто мог не узнать об этом вообще. Когда мы обсуждали процесс изобретения тем с редакторами немецкого журнала "Шпигель", я рассказал как у нас происходит. Они сказали, что у них так же, но оскорбленный человек, кроме фактов, еще и деньги должен заплатить. Это же фантастика. Если такие заказухи будут в прессе, я только за.
Какое будущее ждет бумажные газеты?
- Желтая пресса исчезнет. Но я никогда не читаю серьезные издания в интернете, потому что серьезные тексты там не читаются. Поэтому бумажные медиа с аналитическим контентом останутся, на них будет спрос. Нет ничего трагического в исчезновении бумажных газет - это лишь способ передачи информации. Для журналиста также не особенно важно - журнал, газета или интернет. Зарплаты в интернете и бумаге одинаковые, уступают лишь телевидению. Бумажные газеты существуют, потому что еще есть село без интернета. Когда интернет дойдет до села - популярным желтым изданиям конец. Все это понимают, поэтому ведущие газеты имеют параллельно сайты. Это такой плавный переход в новую виртуальную реальность.
Комментарии
1