Социальный работник Оксана Соловей из прифронтового города Марьинка Донецкой области показала, как живут одинокие люди в "красной зоне" вблизи боевых действий.
В подчинении соцработника 9 человек. Трижды в неделю она покупает за их списком продукты, лекарства, бытовую химию. Раз в 10 дней женщина убирает, по необходимости стирает белье, готовит еду, помогает по хозяйству, пишет kuma.city.
"Трижды попадала под обстрелы, пулями пробило бак скутера. Но страшнее, когда приезжала к одной женщине, Лидии Петровне. Она под самым терриконом живет. Только разобрала сумку с продуктами и в прямом смысле пол начал дрожать под ногами. Первые разы плакала и паниковала, а она меня успокаивала. Привыкла, потому что никуда не выезжала, просто сидела дома и молилась. Иногда пряталась в подвале соседки. Сейчас в "красной зоне" живут несколько моих бабушек. Посещать их стараюсь к трех дня, потому что после обеда у нас и сейчас стреляют", - говорит Оксана.
В терцентре она работает 20 лет, хотя по образованию лаборант, немного работала на молокозаводе, а затем в конце 90-х, когда работы не было, устроилась социальным работником. Говорит, что сменить профессию не думала даже во время сильных обстрелов в 2014-2015-х.
На рынке Оксана быстро ходит между прилавками. По списку отмечает, что уже купила, еще и прижимает к уху и разговаривает со своей подопечной.
"Да, Яковлевна, сливок нет, потому Светы сегодня не было на рынке и Ира с кровянкой не приезжала. Хорошо, тогда куплю в магазине вместо сливок сметаны, кровянки и тюльки, да, и хлеб, конечно", - говорит она в трубку.
Все покупки кладет в скутер. Там уже стоит литровая банка с борщом.
"Это для Лидии Петровны дома приготовила. Живет там, где в любое время может начаться обстрел. Поэтому готовлю у себя дома, ей приношу уже готовое", - объясняет она.
Чем дальше отъезжает от центра на восток, в глубь города, тем меньше встречает по дороге людей. Тишина вокруг угнетает и кажется обманчивой. По дороге - много домов с заколоченными окнами, пробитыми крышами, разрушенными стенами, двор, заросшие травой и кустами в человеческий рост.
Останавливается у последнего на улице дома. Окна забиты фанерой.
Соцработник приехала к Лидии Петровне. Ей 83 года. В доме довольно темно, поэтому во всех комнатах горит свет. Оксана разбирает сумки, выставляет на стол продукты, а отдельно откладывает пакет с ядом для грызунов, который приобрела по просьбе своей подопечной.
"Вокруг много разрушенных и заброшенных домов, во дворе завелись крысы и мыши. Лидия Петровна рассказывает, что "прилетало" в ее двор неоднократно, даже обломки повредили крышу. Но его уже немного подлатали с помощью досок и брезента. Фанеру на окна давала военно-гражданская администрация", - объясняет женщина.
"У Оксаны золотое сердце, мы голодные сидели без куска хлеба, а она под обстрелами развозила нам хлеб. Она, когда надо, бежит к нам даже на выходных. Так и живем, а куда деваться. Мне предлагают ехать в Новомихайловку в Дом ветеранов. Из своего дома не поеду, его просто растянут, заберут последнее", - рассказывает она со слезами на глазах.
А потом показывает обеденный стол, который весь заставлен коробками с лекарствами. Пока женщина пряталась от обстрелов в подвалах, приобрела болезни. Говорит, часто беспокоят суставы, почки, спина. Поэтому лекарства, которые покупает ей Оксана, всегда под рукой. Лидия Петровна сама делает себе уколы.
"Не знаю, как буду зимовать, в прошлом году полторы тонны угля дали благотворители, военные дровами делились. Что будет в этом году, не знаю. У меня пенсия чуть больше двух тысяч, а уголь стоит дорого. А еще надо кого-то просить сухую траву скашивать, поскольку ее вокруг очень много. Если пожар, то дом мой сгорит", - качая головой, рассказывает женщина.
На прощание Оксана говорит Лидии Петровне, что приедет и заберет ее вещи стирать.
Супруги Черниковы до войны жили там, где так называемые "нули". Там сейчас опустелые улицы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Вводят новые правила пересечения линии разграничения на Донбассе
"В 2015-м не выдержали и арендовали дом на улицу выше, чтобы хоть немного отдохнуть от бесконечной канонады. Но обломки долетали и сюда, ограждение и ворота секущиеся обломками. Оксана вместе с мужем на машине возила меня в больницу в Краматорск на консультацию. Такси нанимать очень дорого - более двух тысяч гривен, а ехать автобусом не могу, очень болят ноги, видимо, застудила в подвале, где почти полгода с мужем пересиживали обстрелы", - рассказывает Лидия Черникова.
В сети опубликовали видео с опустевшей неподконтрольной Украины Горловки Донецкой области.
На кадрах видно центральную часть города - расположены в Центрально-городском районе улицы Кирова и Герцена. На них почти нет людей и даже машин. Только осень яркими красками скрывает серую реальность.
Комментарии