Ексклюзивы
суббота, 23 июля 2022 14:00

На выставке о Киевской Руси есть уникальное граффити с интимной сценой
9

В Музее истории города Киева проходит выставка "Made in Kyiv. Археология повседневной жизни". Здесь можно увидеть реплики одежды, украшений и предметов быта древних киевлян, и даже граффити, на котором изображена интимная сцена. Также на выставке воспроизведены технологии, которые были распространены в Киеве эпохи Киевской Руси (Х-ХІІІ в.).

Предметы, копии которых представлены на выставке, являлись "маркерами" города. По ним Киев тысячелетие назад узнавали за пределами самого Киева и даже Древнерусского государства.

Gazeta.ua поговорила о самых интересных экспонатах и ​​креативном подходе древних киевлян к созданию "фирменных" вещей с куратором выставки, археологом, заместителем гендиректора по научной работе Александром Пашковским.

На выставке показывают копии, воспроизведенные по современным технологиям

"Сейчас немногие музеи экспонируют коллекции основного фонда. Самые ценные предметы эвакуировали за пределы Киева, а другие находятся в хранилищах. Поэтому на выставке представлены реплики экспонатов, воспроизведенные преимущественно современными мастерами, занимающимися экспериментальной археологией или исторической реконструкцией. Есть видеореконструкции, 3D-модели. Можно увидеть аутентичные технологии, и даже самому создать соответствия вещей, которыми пользовались киевляне княжеского периода", – рассказывает куратор.

Автор: Фото предоставлены Музеем
  Кураторы выставки – историк, археолог Александр Пашковский и историкиня Алина Сушко
Кураторы выставки – историк, археолог Александр Пашковский и историкиня Алина Сушко

"У выставки" Made in Kyiv. Археология повседневной жизни" непростая судьба. В 2020году с оригиналами экспонатов ее должны были показать в Киеве, а впоследствии в Польше. В Музее истории города Киева она открылась 11 марта 2020-го. И вынуждена была закрыться после введения локдауна из-за пандемии COVID-19. Позже началась ее подготовка к экспонированию в Познанском археологическом музее. Выставка должна была открыться 11 апреля 2022 года, но этому помешала война. Теперь она снова открылась в Музее истории города Киева, но в другом формате", – рассказал Александр Пашковский.

Представили 12 предметных категорий

"На выставке реконструировали быт киевлян разного достатка, живших 700-1000 лет назад. По находкам, копии которых здесь представлены, археологи исследуют торгово-экономические связи средневекового Киева с близким и дальним зарубежьем. Любое из этих изделий средневековой столицы, попав за границу, ассоциировался с Киевом. Если пофантазировать, то можно представить, что тот, кто видел "киевские" прясельца, например, на территории современной Германии, знал, что это из Киева. Если современные "Киевский торт", выпечку – гастрономические символы столицы за границей мало известны, то прясельца, гривны и серебряники, трехбусенные серьги, кресты энколпионы, керамические писанки узнавали и точно знали, откуда они происходят.

Некоторые из вещей производились в Киеве, а некоторые импортировались из Византии. К примеру, амфоры, в которых привозили вино, оливковое масло или соусы. Амфоры в Музее истории Киева исследует сокуратор выставки Мария Тимошенко. Известно, что они не производились в Киеве, однако были в ежедневном употреблении киевлян. Здесь их называли корчагами. На амфорах можно увидеть надписи и отметки разного характера. На выставке представлена ​​реплика с так называемой "подписью киевлянина", надписью-граффити "Сутшина корчага". Так узнаем владельца по имени Сутша, которому и принадлежала привозная византийская амфора.

Пытаемся показать быт, повседневную жизнь наших предков, то, что их окружало. Вещи, представленные на выставке, не вырваны из контекста. Демонстрируем, как их производили, как ими пользовались. Некоторые технологии поражают и сегодня. Тысячу лет назад мастера могли изготовить достаточно сложный механизм", – рассказывает Александр Пашковский.

Киевские прясельцы – главный маркер международных связей Киевского государства

"Самая распространенная вещь, которую можно встретить в каждом краеведческом музее в центральной и восточной Европе, и которая будет сугубо киевской – пирофилитовое прясельце. Это круглый грузок, который использовался для быстрого вращения веретена при прядении нити. Для исследователей оно является очень четким маркером. Прясельца часто изготавливали из глины или дерева, а в Киеве и в Киевской Руси – из пирофилитового сланца, добывался он только в одном месте – на Овручском кряже (Житомирская область. – Gazeta.ua). Месторождение хотя и находилось вдали от столицы, всегда контролировалось киевским князем.

Говорить о массовом экспорте этих вещей не можем, но то, что они пользовались спросом за пределами государства из-за своего качества, это точно. В любом музее Чехии или Польши обязательно есть две-три памятки с надписями – przęślik, łupek wołyński (прясельце из камня с Волыни. – Gazeta.ua). И они точно происходят из территории, которая контролировалась Киевом. Есть интересные истории, связанные с прясельцами за границей. На археологическом съезде в 1900-х презентовали ожерелье из янтаря и меди из Латвии.

В его центре – киевское пирофилитовое прясельце. Подобные находки сейчас попадаются археологам в странах Балтии. Достаточно показательно – богатые бусы из янтаря и центральное место занимает прясельце. Поскольку для этих территорий это был импорт, его ценили".

Монету Владимира Великого отливали из арабского серебра

"На выставке представлены первые деньги Киевской Руси – монета Владимира Великого и гривна. Денежная система Киевской Руси достаточно сложна и менялась с течением времени. Владимир Великий провел целый ряд реформ и сделал государство качественно другим. Одна из реформ была денежная. Первая монета, изготовленная на территории Древнерусского государства, была серебряник Владимира Великого. Прежде всего, это был статусный шаг. Иконография этой монеты четко связана с Византией. Это была очередная демонстрация соответствия киевского князя уровню византийского императора.

Для изготовления монеты использовалось арабское серебро. Оно переплавлялось и из него чеканилась собственная киевская монета. Позже появилась гривна. Это слиток серебра, который имел несколько разновидностей. Известны новгородские, черниговские, киевские, волынские. Киевская гривна весила 150-160 граммов и имела примечательную особенность – шестиугольную форму. Представленные на выставке реконструкции из свинца выглядят подлинно. Формы для некоторых из них сняты с настоящих гривен. Сейчас на любой украинской банкноте можно увидеть контур шестиугольной гривны. Так что этот символ актуален и сегодня. Были еще златники. Но о них специалисты говорят с осторожностью. Их находят, но настолько мало, что не можем утверждать, что они были в обращении, а не подделка значительно более позднего периода "романтичного" конструирования истории. Серебряников же много в кладах, которые находили в "нетронутых" археологических слоях".

Автор: Фото предоставлены Музеем
  На выставке представлены реплики первых монет Древнерусского государства
На выставке представлены реплики первых монет Древнерусского государства

Киевские украшения

"Серьга киевского типа – это височная подвеска с тремя бусинами. Составляла деталь женского убора. Такие изготовляли только в Киеве. Они были серебряные и золотые. В коллекции имеем несколько прекрасно сохранившихся золотых – принадлежали состоятельным слоям населения. Позволить себе такие украшения могли люди, которые жили в верхнем городе, или богатые купцы Подола или приближенные к князю, или кто-то из княжеского окружения, женщины дружинников, бояр.

Серебряные украшения женщины могли носить каждый день. Подвеска вплеталась в волосы, могла крепиться к очилью, использоваться для завершения рясны.

В ухе серьгу носили изредка и только на севере Киевской Руси (предки современных россиян. – Gazeta.ua). Из-за того, что у серьги достаточно широкая скобка, это определенным образом считалось "варварством".

Автор: Фото предоставлены Музеем
  Трибусинную серьгу носили как подвеску
Трибусинную серьгу носили как подвеску

В разное время археологи на территории Десятинной церкви нашли две формы для трехнаемничной серьги. На одной скорее всего имя мастера, изливавшего эти украшения, – Макосимов. На выставке представлена ​​реконструкция очилья, расшитого речным жемчугом и позолоченными серебряными пластинками – работы мастера Леси Ткачук. Сами же трёхбусиновые серьги изготовила ювелир Александра Барбанова".

Славился и киевский центр изготовления энколпионов (от гр. ἐγ-κόλπιο(ς) – на груди, нагрудный. – Gazeta.ua) – нагрудных крестов-складней. Традиция таких реликвариев появляется в монастырях Ближней и Малой Азии, позже они через Византию попадают на Русь. В Киеве особое место среди сюжетов занимают энколпионы с изображением святых Бориса и Глеба – сыновей князя Владимира Святославича. Они стали первыми святыми Киевской Руси. Чествование братьев формируется в частности в киевской княжеской среде после перенесения мощей Глеба в Вышгород (где уже был захоронен Борис. – Gazeta.ua) и сооружение князем Изяславом Ярославичем церкви в их честь. Кресты изготовляли преимущественно из меди и бронзы, но встречаются и серебряные – чёрные. Популярной формой на Руси были кресты с закругленными концами. Формы для их изготовления хорошо известны среди находок в мастерских киевских мастеров-ювелиров. На выставке представлены точные 3D-копии, с тонировкой реставратора Музея истории города Киева Анны Човнык".

О киевском граффити постеснялся писать исследователь

На выставке есть зал 18+

"На выставке мы оборудовали отдельное помещение, которое между собой в шутку называем порно-комнатка. Там можно увидеть уникальное граффити с интимной сценой и надписью "Господи, помози рабу твоему Дмитрию". Нашел его во время исследования Золотых ворот археолог, специалист по древнерусским граффити Сергей Высоцкий.Этот рисунок исследователь постыдился включать в свою монографию. Изображение фигурирует в паре статей, но до сих пор мало известно широкой публике, сейчас у нас представлена ​​анимация – прорисовка этого граффити.

Фрагмент приобщили, поскольку это точно "повседневная вещь". К тому же это – интимная повседневная жизнь, которую не увидишь почти нигде. Для экспонирования мы выбрали интересное место. Ведь фактически эта "срамота" граничит с церковными экспонатами. Это не потому, что мы решили посвятотатствовать. Фактически граффити найдено под церковью, ведь над Золотыми воротами находился храм. И этот фрагмент раствора с плинфой, скорее всего, был прямо под этим храмом. Можно легко представить, как какой-то воин, стерегший центральный въезд в Киев, томился вечером и фантазировал на эту тему, или что-то вспоминал или планировал, или рисовал на кого-то шаржи".

Автор: Фото предоставлены Музеем
  На выставке есть комнатка с "срамными" экспонатами
На выставке есть комнатка с "срамными" экспонатами

Киевские вещи в домашнем обиходе

"1000 лет назад люди пользовались более примитивными средствами производства. Но они приспосабливались и пытались развиваться с теми возможностями, которые имели. Это особенность материальной культуры, определенная часть и нашего быта. О многих сохранившихся вещах можно сказать, что они выглядят или одинаково или очень похоже на то, что мы видели у наших бабушек, живших в начале прошлого столетия, например, прялки, маслобойки. Это наша история. И она отличается от тех же россиян, поляков".

Автор: Фото предоставлены Музеем
  На выставке можно протестировать, как работали давние механизмы
На выставке можно протестировать, как работали давние механизмы

В Киеве были "фирменные" бутылки для напитков

"Амфорки киевского типа изготовлялись в Киеве и окрестностях. Несмотря на то, что это своего рода бутылка, ее точное назначение неизвестно. Трудно также сказать, что именно там хранили. Но, учитывая небольшой объем и толстостенность сосуда, специалисты предполагают, что это могли быть какие-то алкогольные напитки, например, мед или пиво. Интересно, что по меньшей мере в двух случаях фиксируют скопление амфорок на дне колодцев. Скорее всего, их опускали на веревочках, после они не выдерживали, так что "бутылки" оставались на дне".

Киевские писанки славились в мире

"Древнекиевской, узнаваемой в мире вещью являются киевские писанки, реплики которых посетители могут увидеть на выставке. Писанки – керамические яйца, покрытые поливой разного цвета и орнаментированные фляндровкой: полива протягивается по сырому, образуя волны. Всередине каждой есть бряцающий шарик. Сокуратор выставки Алина Сушко, которая защитила диссертацию по этой теме, учитывая сходство технологии, предполагает, что это – отходы производства керамических плиток, которыми устилали полы храмов. Возможно, писанки использовали и в ритуальных обрядах. Известно, что они служили детскими игрушками".

Замок киевского типа могли себе позволить только состоятельные горожане

"Иметь замок киевского типа было признаком состоятельного слоя. Их изготовляли местные мастера по достаточно сложной технологии. Каждый замок был уникален. Когда внутри запирался "якорь" – отпереть его можно только одним "родным" ключом. Человек, который имел при себе ключ, сразу воспринимался как богатый, потому что имел что-то очень ценное, что нужно было хранить под замком. Да и сам замок был дорогой вещью.

Автор: Фото предоставлены Музеем
  К древнему замку подходил только один ключ
К древнему замку подходил только один ключ

Для выставки воспроизвели замок "киевского" типа, используемый для наглядной демонстрации. Я, археолог с многолетним стажем, впервые увидел замок киевского типа вживую, не пошлакованный, не ржавый, а такой, который можно закрыть и открыть. Знал, как он работает, как смотрится внутри, но в руках действующего замка не держал. Кооперация исследователей и реконструкторов успешна. Воспроизводя предметы, реконструкторы замечают многие вещи, совершенствуют видение ученых".

Светильник киевского типа – мастера позаботились о безопасности киевлян

"Светильник киевского типа уникален тем, что имеет два блюдца. "Работал" он по принципу лампадки. В верхнее блюдце наливалось льняное масло или жир, а на его край ложилась веревка. Светильник горел очень долго. А вот второе блюдце делали только в Киеве, и по его назначению есть разные точки зрения.

Одни ученые считают, что оно могло служить для пожарной безопасности, поскольку большинство домов были деревянными. Другие же склоняются к мнению, что нижнее блюдце было необходимо для того, чтобы "ножка", за которую брали светильник, была чистой".

Киевская мозаика содержит формулу богобереженного города

Идея богобереженного города – формула сработала в марте 2022 года

"На выставке показываем реконструкции киевской мозаики. Эта часть экспозиции является одним из основных месседжей выставки сейчас, во время полномасштабного нападения страны-агрессора России. Мозаика напоминает нам об идее Киева как богобереженного города. В подавляющем большинстве древнерусских каменных храмов Киева был свой канон изображения Оранты. По мнению ученых, Богоматерь Оранта была в Десятинной церкви, каноническое изображение было в Михайловском соборе, в Софии Киевской. На сегодня сохранилась лишь одна Богоматерь Оранта в Софии. Над ней – формула вечного непреодолимого города.У нас на выставке звучит этот текст – это 45-й псалом. Стих 6 говорит: "Бог посреди него. Оно не поколеблется. Бог поможет ему с утра".

Эта формула у нас сработала в марте 2022 года. То символическое утро наступило, и город сохранился. Город не пал, в Киев не вошли. К сожалению, это не сработало в 1240-го, когда монголы почти уничтожили Киев. Но мы можем сказать, что эта формула, написанная над Орантой в Софии, актуальна и по сей день. На выставке в копии мозаики из Михайловского Златоверхого есть смальта, которая изготовлялась похожим на древний способ на Лисичанском стеклозаводе в XX веке. Символично, что мы показываем эту продукцию в самые трагические дни для этого региона".

Выставка "Made in Kyiv. Археология повседневной жизни" работает в Музее истории города Киева до 24 августа. В рамках выставки проводятся мастер-классы по воспроизведению киевской мозаики, гончарства и прядения. Присоединиться к ним можно в выходные.

Киевская Русь – средневековое восточноевропейское государство со столицей в Киеве, существовавшее на протяжении IX-XIII в. Объединяла под властью князей из династии Рюриковичей восточнославянские, балтские и финно-венгерские племена. Во времена наибольшего могущества простиралась от Белого моря на севере до Черного моря на юге, и от верховьев Вислы на западе до средней Волги на востоке. Традиционно первым правителем Киевской Руси считается князь Олег из семьи легендарного Рюрика, завладевшего Киевом в 882 году. Его преемник Игорь воевал с Византией и погиб от рук древлян. Жена Игоря, княгиня Ольга, стабилизировала государство и приняла христианство. Правление ее сына Святослава ознаменовалось военной экспансией к востоку и югу. Его сын Владимир Великий, занявший трон после братоубийственной войны, расширил территорию государства, отстроил Киев и окрестил Русь. После его смерти вспыхнула усобица, в результате которой киевским князем стал Ярослав Мудрый. При его правлении была построена София Киевская, состоялась первая кодификация юридических норм, были заключены династические союзы с рядом европейских государств. Впоследствии власти перешли к триумвирату Ярославичей, потомки которых разделили Русь на отдельные княжества, дав начало процессу феодальной раздробленности.

Сейчас вы читаете новость «На выставке о Киевской Руси есть уникальное граффити с интимной сценой». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 7644
Голосование Если бы выборы мэра Киева проходили в ближайшее время, за кого отдали бы свой голос?
  • Виталий Кличко
  • Борислав Береза
  • Николай Томенко
  • Марина Порошенко
  • Роман Грищук
  • Алексей Кучеренко
  • Андрей Ильенко
  • Сергей Притула
  • Юрий Левченко
  • Свой вариант
Просмотреть