"Это мне кажется или действительно женщина за руле м?" — переспрашивает Валентина Мороз, 38 лет, подругу Светлану Ткачук, 39 лет.
— Так она давно здесь работает, — объясняет Светлана. — Мы уже привыкли.
Мелании Швец — 53. За рулем она 19 лет, из них 12 — водитель маршрутного такси.
Сейчас Мелания ездит на маршрутке N34, курсирующей от станции метро Черниговская до ул. Лисковская, на Троещине.
— Возьмите, пожалуйста, сдачу, — слышен в салоне женский голос. Деньги за проезд водитель собирает на остановках, а отъезжает, отдав пассажирам сдачу.
Мелания Ивановна родилась в селе Баланивка Бершадского района на Винниччине. Окончила строительный техникум в Кишиневе, получила специальность маляра-штукатура.
— Но ни одного дня не работала по специальности, — рассказывает женщина. — Сначала была поваром, а потом поехала работать в Киев.
Устроилась на железобетонный завод. Там познакомилась с будущим мужем, поженились. Родились двое сыновей — Сергей и Иван. Когда старший пошел в 8-й класс, а Иван был первоклассником, супруги развелись. Мужчина женился во второй раз, получил новую квартиру. Мелания воспитывала детей самостоятельно.
— Было очень тяжело, — говорит женщина. — И в школу отвести, и на работу успеть. Но, слава Богу, воспитала деток, дала им образование. Оба женаты. У старшего уже и сын есть — Богдан.
Между декретными отпусками Мелания Швец работала в продуктовом магазине, продавала проездные на общественный транспорт, на Дарницком шелковом комбинате.
— Есть опыт работы в разных сферах, закончила даже курсы биоэнергетики и массажа, — смеется она. — Потом перевелась в отдел эксплуатации автопарка. Оформляла водителям путевки на маршруты, рассчитывала бензин. В 1987 году, когда работала в автопарке, выбрали депутатом Днепровского райсовета.
В 33 года Мелания поступила на заочное отделение автотранспортного техникума. Закончила водительские курсы, получила три категории — "А", "В" и "С".
Постоянно думаю о тридцати пассажирах, сидящих сзади
— Взяла в руки права и решила попробовать себя в роли водителя, — говорит женщина. — Пришла в строительную фирму, там посадили на грузовик ГАЗ-52. Восемь лет развозила на нем обеды по стройкам. В 1995-ом было очень тяжело, работы не было, а детей кормить нужно. Устроилась в фирму "Автомир" как только она открылась. Помню выражение лица бывшего начальника. Смотрит на меня и говорит: "Да, нам нужны водители маршруток!". Отвечаю: "А я и есть водитель". Показала документы, стаж работы. Сразу оформили. Никогда их не подводила, всегда выходила на работу.
За 12 лет работы водителем маршрутного такси Мелания Ивановна работала на четырех маршрутах: N17 (Шулявка—Московская площадь), N7 (Милославская—Маяковского, Троещина), N33 ( Кибальчича—ДВРЗ) и N34 (метро Черниговская—ул. Лисковская).
— Во время поездки постоянно думаю о тридцати пассажирах, сидящих сзади, — говорит Мелания Швец. — Их жизнь — главнее всего для меня. Отвечаю за их безопасность, комфорт. Поэтому за рулем постоянно сосредоточена, ни на что не отвлекаюсь.
— Мужчины зря насмехаются с водителей-женщин, — уверяет пассажир Анна Закян, 27 лет. — Те, кто ездят с ней, довольны. Всегда слышит, где просят остановиться. В салоне не ссорятся. Вежливая, приветливая женщина. Уважает людей.
Александр Дробишев, 34 года, директор общества "Крокус-Авто", обслуживающего маршрут N34, тоже удивился, когда два года назад Мелания зашла в его кабинет.
— Проверил водительские права, записи в трудовой, рекомендательные письма. Оформил ее сразу. Ни разу не пожалел. Ответственный и трудолюбивы й сотрудник. Всегда выполняет норму. Никогда не отказывала, если нужно кто-то подменить. Автобус ухожен. За время работы — ни одной аварии. Пассажиры не жалуются.
Мелании Ивановне нравится работать водителем. У нее нет ссор с коллегами-мужчинами.
— Иногда упрекают меня. Но я понимаю — им тяжело смириться, что на такой работе женщина может наравне конкурировать с ними. И даже починить машину, — говорит Мелания.
Комментарии