четверг, 09 июля 2009 21:14

На Петрова отца в трех горшочках варили три борща на трех петухах

"На Петра и Павла, говорят старые люди, обязательно нужно пойти сделать первый зажин. Кто зажнет горсть ржи, кто — пшеницы или ячменя. Зажали и приносили в дом, ставили на покути. Стоит целую зиму. А потом его берем и обомнем, и когда сеешь рожь, так берешь и первый раз им засеешь", — рассказывает 72-летняя Анастасия Винниченко из села Потиевка Радомышльского района на Житомирщине.

В этот праздник обязательно нужно было испечь "новый" хлеб, даже из муки из недозревшего зерна. Также первый раз копали картошку.

— Ранней же картошки люди еще не знали и не слышали. До Петра ели старую, а на Петра накопают уже новую, — объясняла в 2003-ем тогду 77-летняя Мария Гошко из села Жовтневое Попельнянского района Житомирской области. — И борщ новый варили на Петра. Пойдут отщипнут капустный листик, свеклу, морковку с картошкой ну и сварят. Не так, как теперь, что еще холодно, а ранняя капуста уже в парниках, и люди уже едят. А раньше на Петра женщины делали "первины" — обед такой из всего новенького.  Петр без нового хлеба и без картошки не садится ни завтракать, ни обедать. А еще и без гриба. Всегда на Петра был уже гриб в лесу.

На Полтавщине и Сумщине петровские обеды, на которые собирались только женщины, назывались "бриксы". Устраивали их, чтобы коровы не брыкали и не дрались, чтобы хорошо "отбегали" и привели здоровых телят. Чтобы удачно случить корову, по дороге к бугаю через нее нужно было перебросить найденную на дороге палку или мальчишеские штаны. На Подолье женщины в этот день "замачивали подойники" — вместе обедали, а потом травами желтого цвета закармливали коров, "чтобы желтое молоко было". А на Харьковщине такие обеды готовили на следующий день после святых. Называется он Полупетра или Петрова отца. Резали трех петушков и варили в трех горшочках три борща, потому что "святой Петр до третьих петухов три раза отрекался от Христа".

Как по Петру, то и по теплу — жара будет уже спадать


На Петра заканчивается Петров пост. Разговлялись молочными блюдами, сыром и маслом, которые хозяйки собирали на протяжении всей Петровки. Варили вареники с сыром, готовили сырные бабки и налистники.

— А то на Петра мама пекла такие оладьи из сыра, муки и яиц — такие как будто сырники. Говорили на них мандрики, — вспоминает Анастасия Винниченко. — Их заливали сметанкой, масла туда бросят и в печь. Там оно преет может часов два. Ну очень уже вкусные. У нас еще говорят, что кукушка подавится уже этими мандриками, и куковать не будет после Петра.

Легенда рассказывает, что апостолы Петр и Павел странствуют в это время по земле и питаются только сырниками-мандриками. Когда-то кукушка украла у святого Петра один сырник. За это ее Бог наказал, и она ежегодно на Петра-Павла давится ею и перестает куковать. Если же кует и после Петра — на длинную и теплую осень.

Общественные пастухи когда-то не стригли волос до Петра, и в этот день соблюдали пост, чтобы выпас скота прошел без потерь в отаре и табуне. Вечером их хозяева угощали водкой и мандриками, одаривали головкой масла и сыра.

На Петра и Павла наступает маковка лета — период наибольшего тепла. С этого дня начинали готовиться к осени.

— Солнце уже поворачивает на зиму и видно, что день становится меньше, — рассказывала Мария Гошко. — Мама моя говорили, что пришел Петр и ущипнул листоклист первый падает с дерева. Ну, и как по Петру, то и по теплу — жара будет уже спадать.

Святой Петр сделал мужчину сильнее женщины

Когда-то у женщин было больше силы, чем у мужчин, рассказывает давняя народная легенда. Как-то Бог, Петр и Павел ходили по земле и зашли в один дом попроситься на ночлег. Хозяин пустил их, но предупредил, что жена у него лютая и может их избить в сердцах.

Ночью приходит из шинка пьяная жена, увидела путников и давай их обзывать лентяями. Как ударит кулаком Петра, который лежал с края. Передвинулся тот под стену. А женщина и дальше лютует:

— Этого, что с края, я уже избила, побью теперь того, что под стенкой.

Опять Петру досталось. И сделал обиженный Петр так, чтобы мужчина был сильнее и верховодил над женщиной. Потому Петра мужчины и женщины празднуют отдельно.

Бытовала в украинских селах легенда и о том, как Бог с Петром и Павлом ходили по миру, а колосья же тогда росли не на конце стебля, как теперь, а почти у самой земли. Зашли в одно село и попросились в дом скраю на ночь. Хозяйка как раз испекла хлеб. Заметила вдруг, что ребенок испачкался. За тот хлеб и давай его вытирать. Бог, увидев это, рассердился и ушел из дома со своими учениками. На поле взял за колосья да и так потянул колосок, что зерно с него стянул чуть ли не до конца. Петр с Павлом едва успели схватить его за руки и давай умолять:

— Опомнитесь, Господи, не теряйте на свете всего живого. Потому что без хлеба мир пропадет, оставьте хоть собачью и кошачью пайку.

С тех пор якобы колоски на хлебе такие маленькие. А Петра и Павла празднуют как праздник перед сбором урожая. Потому что спасли людям хлеб.


Петровские качели помогали от сглазов

— Качели у нас ставили на Петра и Павла — орели звались, — вспоминает 82-летняя Мария Войтенко из села Великая Рача Радомышльского района Житомирской области. — Один сделает возле себя возле двора, и ходили девушки с ребятами, носили яйца, чтобы покачаться на этой орели.
Орелю делали
надежную, чтобы не убился никто, — добавляет ее соседка, 65-летняя Юлия Стадченко. — Ставили столбы закопанные. А потом перекладину — турник такой как будто делали. И не веревки цепляли, а из дерева вот такие доски тута прибиты. Да кольца брали вверху, чтобы не оборвалось. А тут деревянная скамья. И за это хозяину давай яйца. А покататься же так хочется! Ну, и приносили, у матери выклянчивали.
Вечером возле качалок молодежь пела "
орельные" петровки, например:

Ой у лісі, у лісі на кленку,
Там поставив Іванко гойдалку,
Та колише Голяну-коханку.
Він її гойдає високо,
Шоб було її видненько далеко,
Щоб її биндочки маяли,
Щоб її перстені сіяли.


В языческие времена качание на деревьях люди воспринимали как способ очиститься воздухом — одной из четырех стихий. Это должно было прибавить здоровья, снять сглазы с человека перед сбором урожая. На Полесье раньше петропавловские качели ставили возле кладбищ. Качаться на них должны были все: и молодые, и старые. Чем выше будут взлетать качали, считали, тем выше вырастут лен и конопля. А колос ржи и пшеницы нальется большей силой.

Сейчас вы читаете новость «На Петрова отца в трех горшочках варили три борща на трех петухах». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть