четверг, 07 октября 2010 18:26

"Иоанна Богослова праздничек хоть и маленький, но очень сердитый"

" Иоанна Богослова приходится на 9 октября. Его называют Осенний Иван, потому что уже настоящая холодная осень на этого Иоанна начинается, - рассказывает 60-летняя Валентина Безоглюк из села Логвин Володарского района на Киевщине. - Этот праздничек хоть и маленький, но весьма сердитый. Его старшие люди и сегодня уважают. В первую половину дня работать можно, а во вторую лучше не работать. Потому что если он сердится, то уже будет холодно, а если нет, то еще будет тепло". В этот день можно предсказать, какой будет зима: если березы начнут опадать - теплой, если осина будет ронять до этого дня зеленые листья - холодной. Говорят, на Иоанна Богослова нельзя есть чеснок и лук, потому что целую зиму будут сниться мертвые. На Слобожанщине присвяток называют Черный Иван. Потому что если на него резать свеклу, морковь или картофель, то все запасы до весны почернеют. А у того, кто съест чесноку или луку, почернеют и выпадут зубы. Иоанна Богослова - поминальный день. Когда-то за души умерших читали на кладбище Псалтырь и устраивали обеды. Вспоминают также утопленников, висельников, мертворожденных и погибших на войне.

На Осеннего Ивана хорошо шинковать капусту

- У нас так говорят: "Кто не посеялся до Богослова, тот не достоин хорошего слова", - рассказывает 58-летняя Надежда Курач из Логвина. - До Богослову нужно всю озимую посеять и в поле все работы закончить. На Богослова идет дождь, а бывает, и заморозки начинаются. Так стараются выкопать весь картофель, морковь и в погреб сложить, чтобы не подмерзли, а то всю зиму гнить будут. Ну а если все сделали, берутся за свеклу. Хорошо шинковать капусту и складывать в бочки на зиму. Будет до самой весны вкусная и на зубах хрустеть.

Лущили кукурузу, шинковали капусту вместе у каждой соседки по очереди. Работали с пением, шутками. Отсюда происходит название театральных капустников - юмористических вечеров с пародиями и розыгрышами.

Посватанные девушки на вечорницах "сдавали девичество"

- "На Иоанна Богослова не услышит девушка хорошее слово", - рассказывает Надежда Курач. - Уже перестают ребята свататься к девушкам, потому что до рождественского поста не успеют свадьбу отыграть. А в пост у нас и сейчас не женятся, потому что в церкви поп не венчает. Собираются вечорницы. На них посватанные девушки "сдают девичество" - прощаются с подружками, потому что замужним на вечорницы ходить не годится.

60-летняя Валентина Безоглюк, также из села Логвин, говорит, что при ее молодости в 1960-х на вечорницах уже не пряли, а только сходились к какой-то из подруг вышивать.

- А матери наши ходили, - добавляет. - Рассказывали, что собирались у бабы Шуры Щурихи. Она вдова была. У нее была пралка и станок - тот, что рядна делает, - был. Так они там и стирали, и ткали. И на эти вечорницы специально приходили ребята. Платить ей не платили - денег же не было. Может, муки какой-то принесут, крупы.

Вечерничний сезон с наступлением холодов открывали входинами - обедом с выпивкой, музыкой и танцами. Готовили кашу, петуха и бабку-"горгуна". Украшали их цветами и калиной. После обеда горшок с кашей разбивал тот парень, который заплатил за него самый большой выкуп. Деньги отдавали хозяйке - "досвитчаной матери".

- Сидим вышиваем, поем. А теперь если запоешь, так думают, что человек пьян. А тогда уже ребята приходили в девять-десять - какое там вышивание! - смеется Надежда Курач. - До 12 гуляли, до часу. Родители не разрешали долго гулять, но гуляли. Осенью наработаешься, свеклы накопаешься, а вечером идешь. До утра, бывало, гуляли. А потом утром домой бежим, а уже доярки идут коров доить.

Иногда девушки и ребята оставались вместе спать. 78-летняя Мария Сидоренко, переселенка из чернобыльского села Ричица, в 2002-ом рассказала о вечорничем обычае "ходить на куля":

- Часов в 12 парни приносят куль соломы, на пол бросают и ложатся. А девки кто на печи, кто на пол ложатся. Бывало, Маруся Климишина и легла с Курай Василем – схватидли ее, да бросили на него. А меня - к Розвадовского Теме. Так ми уже одна одной показываем. Так Маруся говорит: "Мой и все только о конях и жеребятах говорит ".

Но до "греха", по словам Марии Сидоренко, при такого общего спание на пулях не доходило. Ограничивались обниманием и "притулой".

Праздничными считали вечорницы по воскресеньям, свадебные и прощальные, - проводы новобранца в войско. К ним специально готовились: девушки наряжались как можно лучше, украшались, ребята нанимали музыку для танцев. На свадебных вечорницах невесты угощали своих друзей, а "досвитчаной матери" дарили платок. В знак прощания с девичеством невеста варила кашу в новом горшке, потом разбивала его, а девушки припевали: "Ой каша-каша, розлука наша".

На религиозные праздники - Козьмы и Демьяна (14 ноября), Екатерины (7 декабря), Андрея (13 декабря), Варвары (17 декабря) устраивали складку, или ссыпщину. Девушки не работали, готовили стол с закуской, а ребята приносили выпивку.

- Мы делали "глупого вареника", - вспоминает Валентина Безоглюк. - Делали ему начинку такую - калина и клочья. И, допустим, какой-то парень его возьмет, так это значит, он будет жених. А та, что лепила его, - невеста.

- В игры играем всякие, - добавляет ее соседка 53-летняя Надежда Колисник. - Вот сидим в кругу, бутылку крутим. На кого шейкой наставила бутылка, тот целует того.

Говорит, что они с родной сестрой ходили на разные вечорницы - чтобы не отбить друг у друга пары. Из-за этого в семье не было ссор.

- А ребята ходили по всем вечорницам, где их девушки. Бывало, что приходили и из другого села. И девушки с хуторов приходили, так как вместе в школе учились. И когда наши ребята за ними ухаживали, то нам нехорошо было, не нравилось нам это.

Если же приходили на вечорницы ребята из другого угла или села, то между "своими" и "чужими" часто доходило до драки.

Надежда Колисник рассказывает, что на вечорницы девушки начинали ходить в 14-15 лет. Если девушка впервые шла на вечер, должна была принести кашу. Ребята сходились и "торговали" ее у нее: кто давал больше денег, тот бил горшок с кашей об угол стола. Деньги шли на музыку.

Парень на первые свои вечорницы ставил парням магарыч, а они его "короновали" - подбрасывали к потолку. На первых вечорницах над ним подшучивали: или в мел измажут, или пришьют к спине петушиную голову. Обижаться не годилось, потому что тогда могли наказать - порвать шнур на штанах.

Сейчас вы читаете новость «"Иоанна Богослова праздничек хоть и маленький, но очень сердитый"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть