"Я не верю, что офицер способен на подлый поступок", - сказал премьер-министр Российской империи Петр Столыпин, когда начальник Департамента полиции пытался отговорить его от полета с инженером Львом Мациевичем. На Первой недели воздухоплавания в Петербурге в сентябре 1910 года года этому авиатору доверяют больше всего. Но охрана знает о связи Мациевича с политическими движениями.
Он родился 13 января 1877 года в городке Александровка - теперь райцентр на Кировоградщине. Во время учебы в Харьковском технологическом институте, стал членом студенческого общества. Писал и создавал революционные листовки, участвовал в театральных постановках. В 1900 году стал соорганизатором первой украинской партии в Российской империи - Революционная украинская партия. Участвовал в деятельности Громад в Севастополе и Петербурге.
В течение 10 лет Лев Мациевич принял участие в создании десятков кораблей, подводных лодок и инженерных сооружений в портах. Делал чертежи и расчеты, осуществлял инженерный надзор и принимал участие в испытаниях. При создании авианосца заинтересовался самолетами.
В 1910 году российское правительство поручило ему возглавить группу авиаторов, которые поехали на учебу в Париж. Сам руководитель делегации успешно проходит курсы и получает удостоверение летчика.
"Наблюдая из палатки великого князя Александра Михайловича за полетами, Столыпин вышел в поле, чтобы лично осмотреть аэропланы. Когда подошел к "Фарману" штабс-капитана Льва Maциевича, то захотел совершить полет на аэроплане, - писал журнал "Огонек". - Отодвинув охранника своим мощным плечом, Столыпин приблизился к аэроплану. Надел принесенный шлем. Уверенно и твердо вылез он на аэроплан. Мациевич вылез за ним. Всегда хладнокровный и спокойный капитан волновался. Они сделали над аэродромом два круга и совершили удачную посадку. Сразу после полета Столыпин заявил публике: "Я давно верил в то, что за воздухоплаванием огромное будущее. Сейчас же я практически убедился в этом".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Тело сохранило обычную форму, но были разбиты почти все кости"
Очень быстро вокруг совместного полета Мациевича и Столыпина начали ходить легенды.
"Будучи членом партии эсеров, Мациевич по заданию партии должен был сделать в полете покушение на Столыпина, - говорили между собой петербуржцы. - Летали тогда без ремней. Авиатор при желании мог внезапно сделать резкий маневр и "нечаянно" сбросить пассажира. В департаменте полиции было известно, что Мациевич в Париже тесно сблизился с революционерами-эмигрантами и вступил в какую-то боевую террористическую организацию. Когда Столыпин на "Фармане" Мациевича скрылся за облаками, агенты охранного отделения не находили себе места и готовы были лететь вслед за ним".
В какой-то момент инженер якобы передумал, а эсеры на следующий день отомстили и подстроили аварию в которой погиб сам летчик.
Громадовец Владимир Кедровский записал такую версию развития событий: "Те, что ближе знали Мациевича, говорили, что он решил был взять премьер-министра на наибольшую высоту, которую смог бы понять, а потом пустить аероплан сломя голову на землю, чтобы, погибнув самом, убить царева сатрапа и палача украинського народа. Столыпин уже был готов сесть в самолет, но когда его глаза встретились с глазами пилота Мациевича, Столыпин интуитивно почувствовал опасность и в последнюю минуту отказался лететь."
На похороны Льва Мациевича собрались десятки тысяч человек. Заполнены были все центральные улицы. Люди несли сотни венков. На венке от Петра Столыпина надпись: "Жертве долга и отваги".
14 сентября 1939 киевлянин Игорь Сикорский поднял в воздух свой первый вертолет VS-300. Полет осуществлялся в США, в нескольких метрах над землей.
Принцип вертикального взлета авиаконструктор придумал в Киеве. В 1908-1912 годах на базе КПИ Сикорский построил шесть моделей самолетов и вертолет. Тогда он не поднялся в небо только через слабый двигатель.
Комментарии