Тысячу лет на аренах римских городов процветал кровавый шоу-бизнес – бои гладиаторов. Но гладиаторские бои придумали не римляне. Это сделали этруски — конкуренты еще молодого Рима за первенство в Италии. Этруски перестали приносить в жертву богам военнопленных, и ввели в обычай смертельный поединок на потеху зрителям. Обычай этот перекочевал в соседний Рим в 6 веке до н.э. Позднее, в эпоху расцвета империи, наиболее известные гладиаторские школы располагались в городе Капуя, некогда заселенного этрусками.
Не каждый гладиатор, как это многим кажется, был рабом-смертником. В гладиаторских школах императорского Рима свободных граждан было даже больше, чем рабов. Знатные и богатые римляне тоже нередко вступали в эти ряды. Профессиональными гладиаторами были: римлянин Фурий Лептин, бывший судебный оратор Квинт Кальпен, брат римского полководца Марка Антония Луцилий и многие другие богатые вольноотпущенники, всадники, сенаторы и даже римский император Комод.
Римский сенат дважды законодательно запрещал знати становиться гладиаторами, но это не помогало. При императоре Септимии Севере во II веке н.э. в гладиаторы ушел целый отряд преторианцев. Да и большинство рабов нанимались на эту работу добровольно.
Дело в том, что в смертельно опасных играх были свои "плюсы". Рабы получали шанс обрести свободу, бедные граждане и представили разорившейся знати — легкий способ заработать огромные деньги, ведь за один бой гладиатор получал до 200 сестерциев — полугодовое жалование римского легионера.
Ну, а богатых граждан влекли на арену слава и всеобщее обожание. Ведь лучшие гладиаторы в древнем Риме были чем-то вроде нынешних поп-звезд или любимых футболистов.
Самыми же популярными в императорском Риме были поединки женщин-гладиаторов. В 1 веке н.э. такие бои стали пользоваться даже большим спросом, чем мужские. Эти женщины тоже могли быть и рабынями, и свободными, и из числа знати. При Нероне и Клавдии женщины в нарядах амазонок часто бились на колесницах, стреляя друг в друга дротиками и стрелами, но до "полного контакта" дело тоже доходило нередко. Только в 200 году н.э. женщинам запретили выступать в качестве бойцов.
Вначале будущий гладиатор подписывал контракт с ланистой, где оговаривался срок найма и заработная плата. Обязательным пунктом было согласие "рекрута" на то, что его можно "вязать, сечь, жечь и казнить мечом". После подписания документа новичок попадал в школу, где его обучали премудростям гладиаторского ремесла.
Кроме "оседлых" ланист, существовали ланисты-бродяги, которые с группой гладиаторов кочевали из города в город, как цирковые артисты. Отряды гладиаторов также содержали богатые люди. Цезарь, например, брал отряд любимых гладиаторов в походы.
Вокруг тренировочной площадки школы находились большая кухня, склады со снаряжением, больница, казарма и тюрьма для "приговоренных к смерти на арене". Начинающие гладиаторы жили на первом этаже казармы по двое. На верхнем — жили знаменитые гладиаторы. Как правило, их апартаменты утопали в роскоши.
Начинающим приходилось несладко — изнурительные тренировки, побои. Наставники доводили каждого до предела физических возможностей. Симулянтов приводили в чувство при помощи раскаленного железа. Специально ставили против новичка опытного гладиатора, который дрался в полную силу без всяких поблажек. Это считалось лучшим способом обучения. Иногда учеников предупреждали, что бой будет настоящим, чтобы новички не расслаблялись. На самом же деле, ланисты берегли бойцов и не допускали смертельных исходов в школах.
Нередко гладиаторы объединялись в корпорации, наиболее известные из них "фракийцы", "мирмиллоны" и "ретиарии". В корпорациях царил дух подлинного братства, из добровольных пожертвований создавались "кассы взаимопомощи".
Кормили будущих героев арены сбалансированно. Зрителям был не нужен слишком толстый или слишком тощий боец.
Учили в гладиаторских школах не только владению копьем, трезубцем с сетью и фехтованию, но также элементам актерского мастерства, навыкам поведения на арене. Главной задачей было все делать красиво.
В тюрьмах при школах содержались те, кого римские суды приговорили "к участию в играх". Такие приговоры выносились за государственную измену, военный мятеж, убийства, грабеж, разбой, поджог или осквернение храма. Смертников не тренировали и не давали им оружия, поэтому опытные бойцы арены не оставляли им никаких шансов. На глазах зрителей их убивали изощренными способами — распинали, заживо сжигали или бросали на арену с огромной высоты. Причем, такой жестокости требовали сами зрители.
Обучение гладиатора длилось от года до двух. Перед первым выходом на арену гладиаторов созывали на большой обед, где присутствовала завтрашняя публика и букмекеры. Здесь делались ставки и заключались пари.
Кровавые игры открывались парадом участников, где враги приветствовали друг друга рукопожатием. Тот, кто в бою оказывался слабее, должен был поднять руку, отдав себя на суд зрителей. Толпа либо требовала смерти, либо дарила жизнь. С толпой не спорили. Иногда мнение зрителей разделялось во мнениях, и тогда начиналась драка, как правило, с не менее кровавым исходом.
Постепенно гладиаторские бои превратились в индустрию, вокруг которой крутились огромные деньги. И несмотря на широкое распространение христианства в 1 веке н.э., одолеть кровавую традицию было сложно. Против гладиаторских боев выступали Сенека, Цицерон, Ювенал, Марк Аврелий и Константин Великий. Только через 100 лет император Гонорий указом запретил этот древний кровавый спорт, проживший почти тысячу лет.
Комментарии
4