Ексклюзивы
среда, 23 сентября 2015 14:30

Спецтема: Донбас - terra incognita

"Советская власть хотела лишить Аллу Горскую имени в искусстве"
17

Фото: IZOLYATSIA

Кажется, разноцветные мозаики на стенах домов уже стали привычными для наших глаз. И на сегодня остро встал вопрос целесообразности их сохранения в контексте политики декоммунизации. Образцы советского монументального искусства оказались под угрозой уничтожения, а особенно мозаики Донбасса, которые испытывает на прочность не только течение времени, а и разрушительная сила войны.

Исследовательница Евгения Моляр предлагает посмотреть на уже привычные изображения под другим углом зрения. Во время лекции в рамках гендерных исследований в Фонде Изоляция она ознакомила слушателей с различными типами изображения женщин на мозаиках Донбасса.

По словам Евгении Моляр, в советском монументальном искусстве преобладало несколько женских образов.

Первый тип - андрогинный, в котором одновременно присутствовали и мужские, и женские характерные черты. Так изображались преимущественно спортсменки или учительницы. В них слабо выражена женственность - она ​​отличалась лишь двумя выразительными кружочками, которыми изображалась грудь.

Второй тип изображения женщин - это образы матери и колхозницы. Здесь фигура женщины подчеркивалась грудью, гипертрофированными бедрами и неестественно большими конечностями.

"Эти "женщины-деревья" с большим руками стоят на очень толстых ногах. Это похоже на изображение женщины в древних культурах, когда подчеркивались большие бедра, живот и грудь. Популярный в СССР культ матери имел целью прагматическую идею увеличения народонаселения, особенно после 1955 года, когда советская власть официально разрешила аборты", - рассказывает Евгения Моляр.

Для наглядности своих слов лекторка предлагает для ознакомления подборку фотографий с характерными тематическими мозаиками Донбасса. Комментируя эти фотографии, она обращает внимание на различные способы изображения мужчин и женщин. Так, мужские образы возникают перед нашими глазами хрупкими, спортивными, они являются своеобразным олицетворением триумфа промышленности, науки и техники, а следовательно - прогресса. Зато массивные "женщины-дерева" с неестественно увеличенными конечностями, обычно держат в руках традиционные колоски и занимаются сельским хозяйством.

По мнению Евгении Моляр, показателен триптих художников-монументалистов, созданный в 1970-х годах на стенах Мариупольского завода тяжелого машиностроения ("Тяжмаш"). Панно "Семья" изображает характерный тип женщины-хранительницы с маленькими детьми. Рядом на втором панно под названием "Спорт" видим динамических и стройных мужчин, играющих в спортивные игры. Такие противопоставления разных образов женского и мужского характерны для большинства произведений тогдашнего монументального искусства.

В Донецкой области можно встретить и нетипичные женские образы. Среди них лекторка выделяет панно Ивана Литовченко и Владимира Прядки "Земля Донецкая".

Автор: IZOLYATSIA
 

"Изображенная здесь женщина лежит. Терриконы - это ее ноги, колосья - это ее волосы. Женщина в образе земли. Солнце - это мужчина, который обнимает ее руками и оплодотворяет. В этом произведении важна не только авторская трактовка женского образа, а также технология создания монументальной мозаики. Здесь авторы использовали натуральные материалы - необработанный гранит и небольшие металлические пластины 2х2 см. Вся эта композиция представлена ​​только серым цветом гранита и блеском металла, что обеспечивает светло-теневые эффекты", - говорит Евгения Моляр.

Знакомясь с произведениями советского монументального искусства, невозможно обойти вниманием наследие известной художницы и общественного деятеля Аллы Горской. В свое время она работала с женскими темами и почти во всех ее произведениях монументальной женский образ является доминирующим.

Так, одним из самых выразительных произведений этой художницы, по мнению Евгении Моляр, является панно "Женщина-птица". На нем художница изобразила фигуру женщины с головой аиста. Эпиграфом к этому произведению Алла Горская взяла слова из Велесовой книги "И мать пела, как красная птица, которая несла предкам нашим Огонь для дома их".

Это панно создавалось на заказ для магазина драгоценностей, построенного в начале 60-х годов в центре Донецка. Однако перед войной оно находилось в интерьере Макдональдса.

Автор: IZOLYATSIA
 

Ко всем своим произведений Алла Горская всегда делала эпиграфы, которые изобиловали женскими образами. Погрузившись в монументалистику, художница тщательно изучала народное искусство, в частности творчество Анны Собачко и Марии Примаченко, к которым часто апеллировала.

Во время пребывания в Донецке у Аллы Горской родилась идея создания монументального панно с фигурой Женщины-Украины, которая идет полем пшеницы и разворачивает колоски руками. Однако начать это произведение ему не позволили, а взамен привлекли к работе над мозаикой "Шахтер и металлург", ставшей основной на комплексе панно школы № 5 г. Донецк.

"Эти мозаики уникальны сами по себе. И кроме того, не менее важной была творческая коллаборация художников, архитекторов и педагогов, поскольку эта пятая школа создавалась как новейший учебный комплекс и архитектурно они уже задавали ход учебного процесса, который отличался от стандартного - дети заходили в один корпус и в течение дня перемещались по всем корпусам. Таким образом выстраивалась новая педагогическая система, новый архитектурный подход, а вместе с тем - экспериментальный творческий ", - рассказывает Евгения Моляр.

По словам исследовательницы, мозаика изображает не просто шахтера и металлурга, но и рассказывает о принципах бытия человека, космоса. Однако, по мнению лекторки, мужские образы и маскулинность изображены здесь настолько декоративно, что, по сути, они нивелируются художницей. Мышцы, которые должны подчеркивать мужественность, выглядит как узоры, орнаменты на теле мужчин.

Вышеупомянутый образ Женщины-Украины, отраженный в эскизах Аллы Горской, вскоре был воплощен в жизнь. Вышла "Цветущая Украина", подписанная Галиной Зубченко. Сходство рабочих эскизов и дальнейший конфликт двух художниц стали поводом для дискуссий по определению автора.

"Нельзя сказать, что панно полностью соответствует эскизам Аллы Горской, но оно еще меньше соответствует Галине Зубченко. До сих пор продолжаются исследования с целью установления авторства", - рассказывает лекторка.

Вскоре для советских художников наступил трудный период. В это время было подписано "Письмо-протест 139-ти", в котором 139 деятелей культуры и искусства, в том числе и Алла Горская, обращались к государственному руководству с призывом прекратить репрессии против интеллигенции. Но вместо этого начались репрессии против подписантов. Художники, лишены возможности работать, оказались без заказов и средств к существованию.

Под давлением обстоятельств и в ситуации безысходности Алла Горская и ее бригада согласились на предложение создать большое панно в музее Молодой гвардии в Краснодоне. Объект имел чрезвычайно большое идеологическое значение, мог стать спасительным для опальных художников. Поэтому они взялись за создание мозаичного панно "Эстафета", или "Знамя победы", размером в 200 м.

"В этом произведении Алла Горская выделила женщину. Прежде всего, белым цветом. Кроме того, изображенная женщина идет впереди, живее, поздравительная и выразительная из всех этих фигур. Однако затем Аллу Горскую заставили отказаться от авторства этой работе."Меня оставили авторства, потому что дашь покаяние - дадим авторство. Работать могу, а вот имя свое носит не могу. Перехожу на нелегальную работу. Да здравствует подполье в монументальном искусстве!", - цитирует известную художницу Евгения Моляр.

Автор: IZOLYATSIA
 

По словам лекторки, мозаика "Эстафета" постоянно находилась под угрозой уничтожения. И простой случай спас это произведение искусства. Во время очередной командировки первый секретарь Коммунистической партии Украины Владимир Щербицкий посетил Краснодон и посетил городской музей. Под впечатлением от этой масштабной мозаики он высказал мнение о том, что подобную композицию нужно создать и в Киеве во время строительства Дворца культуры "Украина". Такой отзыв и внимание чиновника стала залогом сохранения "Эстафеты".

Сейчас с целью збреження советских моизаик фонд ИЗОЛЯЦИЯ создал онлайн-платформу SOVIET MOSAICS IN UKRAINE. Это проект фонда, посвященный изучению мозаик советского периода в Украине, а именно их местонахождению, авторам и истории создания.

Сейчас вы читаете новость «"Советская власть хотела лишить Аллу Горскую имени в искусстве"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи