Величественные сооружения архитектурного ансамбля греко-католического Архикафедрального Собора Святого Юра во Львове - памятника позднего украинского барокко, что с XVIII столетия доминируют на высоком холме над Львовом, прекрасно сочетаясь с городским ландшафтом, имеют значительно более давнюю и интересную историю.
Согласно хроник монахов-василиан, а позднее, известного исследователя древнего Львова, историка и бургомистра Бартоломея Зиморовича, в XIII веке, это была возвышенность вблизи города покрытая буковым лесом. Около 1280, князь Лев Данилович, потомок основателя города короля Даниила Галицкого, возводит на этом месте первый деревянный храм освященый именем Святого Юрия, которому суждено было стать патроном Львова. Легенды и предания гласят, что монахи селились в здешних пещерах еще задолго до появления города Льва, однако, эти известия не являются подтвержденными. Вскоре, возле церкви был возведен деревянный монастырь.
В последующие столетия храм на Святоюрской горе разрушался и возводился вновь, перестраивался, переживал нападения турок и татар, видел казацкие полки Хмельницкого, стоявших лагерем вблизи, наблюдал как рос и расцветал Львов вокруг.
Долгое время на территории комплекса находился василианский монастырь и резиденция греко-католического митрополита одновременно. Это часто приводило к определенной конфронтации, иногда, к открытым противостояниям за влияние и церковные привелегии. Василиане были консерваторами на восточный манер, униатский епископ ориентировался больше на западную, прогрессивную церковь.
Основателем нынешней кафедры, которая должна соответствовать высокому статусу и тенденциям европейских архитектурных стилей XVIII столетия, стал митрополит Афанасий Шептицкий (1715-1746). 1 октября 1744 был заложен фундамент нового храма. Это была эпоха барокко. Главным проектировщиком и зодчим Святоюрского храма стал немец Бернард Меретини (Меретин). Воспитанный в духе западноевропейских архитектурных традиций, Меретин при возведении храма искуссно соединил элементы рококо и традиции украинского сакрального искусства.
Строительными работами на Святоюрской горе с 1762 до 1763 года руководил известный архитектор Мартин Урбаник. С 1765 года руководство строительными работами собора Святого Юра продолжил последователь автора идеи зодчего Бернарда Меретина - Клеменс Ксаверий Фесингер.
В сентябре 1760 состоялось поднятие креста на храм, событие отметили салютом из пушек. Фактически, строительство собора Юра было закончено в 1764 году, но декоративные работы продолжались вплоть до 1780 года.
Основным компонентом архитектурного ансамбля позднего барокко является кафедральный собор. В него входят митрополичьи палаты, капитульные дома, колокольня, владычий сад, искуссно кованые ограждения. Монументальные арочные ворота ведут во двор собора Святого Юра. Фигурное обрамление ворот украшено фигурами святых, символизирующих церковь Римскую и церковь Греческую. Главный фасад собора с мощным порталом украшен скульптурными фигурами святых Афанасия и Льва Шептицких - архиереев, которым и обязана своим существованием святыня. Аттик над порталом увенчанный мастерски выполненной группой "Георгий Победоносец". Это гениальное произведение художника Иоанна Пинзеля, профинансированное каневским старостой Николаем Потоцким, лучший образец львовской скульптуры XVIII века, стоящий в одном ряду с шедеврами мировой пластики.
Интерьер храма поражает богатством и разнообразием иконописи. Особого внимания заслуживает деятельность выдающегося художника XVIII века Луки Долинского. В крипте - подземной части храма - находятся саркофаги виднейшего деятеля греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого и других иерархов.
Собор Святого Юрия неоднократно реставрировался. В XIX и в XX веках его внутреннее убранство дополнялось новыми росписями известных художников. Последний раз это происходило в 1942 году, во времена немецкой оккупации Львова
В 1946 году советская власть передала главную святыню запрещенной греко-католической церкви Русской православной церкви. Вернули древний храм греко-католикам только в 1990 году.
Комментарии