Ексклюзивы
понедельник, 24 ноября 2014 11:56

Советская власть планировала уничтожить кобзарей еще в 1920-х годах - размышления по фильму "Поводырь"

Советская власть планировала уничтожить кобзарей еще в 1920-х годах - размышления по фильму "Поводырь"
Кадр из фильма "Поводырь"

В ноябре вышел в прокат фильм Олеся Санина "Поводырь". Сегодня публикуем несколько исторических фактов о расстрелянном съезде кобзарей. Напомним, что одну из главных ролей в этом фильме сыграл пластун из Детройта Антон Святослав Грин.

В декабре 1933 г. на пленуме Всеукраинского комитета профсоюза работников искусств коммунистическая верхушка назвала украинские народные музыкальные инструменты кобзу и бандуру "классово-враждебными". С этого пленума началось "узаконенное" искоренение не просто музыкальных инструментов, а прежде всего самого явления кобзарства. Если быть более точными, то призыв объявить кобзу и бандуру "классово враждебными" прозвучал из уст пресловутого Андрея Хвыли, причастного к репрессиям десятков выдающихся деятелей культуры Украины. Андрей Хвыля тогда сказал, что эти музыкальные инструменты ориентируют "музыкальный фронт" на "времена гетманов" и "казацкой романтики". Именно это, очевидно, и было вредным.

Такое постановление появилось на свет далеко не потому, что коммунисты хотели все делать законно. Еще с первых своих дней в Великой Украине власть "рабочих и крестьян" устраивала настоящую охоту на слепых и немощных кобзарей. Их расстреливали на месте, без следствия и суда. 1918 году был замучен лирник Иосиф. 1919 года в Екатеринодаре погибли от рук большевиков кобзари Иван Литвиненко, Андрей Слидюк, Федор Диброва. 1920 году - Антон Митяй, Свирид Сотниченко, Петр Скидан. Сотни народных певцов погибли от оружия красноармейцев и красных казаков. Но их было слишком много, поэтому обычным отстрелом советская власть не могла решить проблему с лирниками. ЦК ВКП (б) меняет тактику - один за другим появляются четыре постановления: "О запрете попрошайничества", "Об обязательной регистрации музыкальных инструментов в отделах милиции и НКВД", "Об утверждении репертуара в учреждениях НКО" (народного комиссариата образования), "Положение об индивидуальной коллективной музыкальную деятельность". После этих постановлений кобзарей не расстреливали на месте, как раньше, - их сажали без пищи и воды, а их инструменты как "классово враждебные" - уничтожали.

В то же время а борьбу против кобзарей вступила верная советская пресса. Появились такие заголовки: "Против кобзы - радио Днепрогэса!", "Внимательнее контролируйте кобзарей!", "Кобза - музыкальная соха!", "Кудесница-гармошка становится и в определенной степени уже стала настоящим средством воспитания масс! ". Печатают только "разоблачительные" материалы о кобзарях. Например, такое: "Сомнительные бандуристы ... под видом народного творчества протягивают старый националистический хлам" или "... надо принять самые решительные меры по искоренению кобзарского национализма".

Кому-то из "сталинских соколов" пришла в голову идея: собрать кобзарей и лирников будто на съезд и всех ... расстрелять, а кобзы и лиры уничтожить. Съезд планировали провести еще в 1925 году, потом перенесли на 1 декабря 1927 года. Но и тогда он не состоялся. Пожалуй, еще не всех кобзарей зарегистрировала так называемая этнографическая комиссия, созданная для этого Академией наук УССР.

Такая культурная политика большевиков для Украины не была новой. Это было продолжение имперской антиукраинской политики, основным структурным элементом которой было табуирование - запрет и уничтожение всего того, чего, по мнению империи, не было и быть не могло. Советская империя только усовершенствовала способы борьбы с различными "классово враждебными элементами". И в 1933 году одновременно с физическим уничтожением украинцев голодомором, советы отдельно приступили к уничтожению носителей народной памяти, которые пели об освободительной борьбе украинцев.

Своими песнями кобзари берегли национальное сознание, все время напоминали украинцам, кто они, чьих родителей дети. Они также хранили национальную поэтическую и музыкальную самобытность, творческое наследие многих поколений.

Венцом преследования и травли кобзарей стал так называемый кобзарский съезд, что, по многим свидетельствам, состоялся зимой 1934 - 1935 р. в Харькове. И в советской прессе, и в архивах бывшего НКВД-КГБ бесполезно искать об этом съезд хотя бы беглое упоминания. Следы своих преступлений энкаведисты-кагебисты заметать умели. Есть свидетельства, что в 1941 году харьковской архив был сожжен, а позже - в 1960 году, по тайному приказу тогдашнего председателя КГБ СССР Шелепина, было уничтожено все, что могло бы скомпрометировать органы. И все же правда об этом съезд доходит до нас из уст современников или случайных свидетелей, потому что такие преступления не могут бесследно кануть в бездну забвения.

Известно, что для регистрации кобзарей была создана этнографическая комиссия Академии наук УССР. Съезд кобзарей и лирников связали с Республиканской олимпиадой города и села (декабрь 1934 года). Органам ГПУ и милиции на местах было предписано обеспечить явку народных певцов в тогдашнюю столицу Украины - Харьков.

В начале декабря 1934-35 года в Харьковском оперном театре состоялся Съезд народных певцов Советской Украины. Основной задачей Съезда был вопрос активного привлечения народных певцов к социалистическому строительству, ухода от исполнительских традиций и определения новых идеологических приоритетов. Приняв соответствующие резолюции, незрячих певцов под предлогом поездки на Съезд народных певцов народов Союза Советских Социалистических Республик, который должен был состояться в Москве, погрузили в эшелон и подвезли к окраинам ст. Казачья Лопань.

Поздно вечером кобзарей и лирников вывели из вагонов в лесополосу, где были заранее вырытые траншеи. Построив незрячих кобзарей и их малолетних сопровождающих в одну шеренгу отряд особого отдела НКВД УССР начал расстрел ... Когда все было закончено, тела расстрелянных забросали известью и присыпали землей. Музыкальные инструменты сожгли ...

Одни пишут, что на этот съезд энкаведисты согнали более 200 кобзарей, другие называют еще потрясающих цифру - 1234. Знаем также, что только на Киевщине в начале ХХ века было около 240 кобзарей и лирников - до начала Второй мировой войны в Украине не осталось никого.

К травле кобзарей подключают и украинских писателей. Так, Юрий Смолич писал: "Кобза таит в себе много опасностей, потому что слишком крепко связана с националистическими элементами украинской культуры, с романтикой казацкой и Сечи Запорожской. Это прошлое кобзари старались непременно воскресить. На кобзу давит средневековый хлам кафтана и шаровар". Николай Хвылевой призывал положить конец "закобзаренню Украины", "выбивать кругом закобзаренную психику народа". Но всех превзошел, вероятно, Николай Бажан своей поэмой "Слепые", в которой называет кобзарей "нытиками", "вонючими выкидышами".

Впрочем, не все деятели украинской культуры пошли на поводу в органов. Павел Тычина не стеснялся позировать перед объективом фотоаппарата с "патриархально-националистической" кобзой, а Максим Рыльский в те проклятые годы грудью стал на защиту украинского кобзарства. Тычине восхищение "старосветской" кобзой-бандурой органы как-то уже простили, а вот Максиму Тадеевичу - нет, еще в течение десятилетий вынашивали планы не только духовного, но и физического его уничтожения. И не только Максима Рыльского. Органы делают невыносимой жизнь художников и фольклористов, исследователей кобзарского искусства Николая Домонтовича, Порфирия Мартыновича, Климента Квитки, Афанасия Сластиона, писателя и кобзаря Гната Хоткевича, снимают с должности директора Днепропетровского исторического музея, "кобзарского отца" Дмитрия Яворницкого ...

Однако "выбить закобзаренную психику" украинского народа большевикам никак не удавалось. Часть кобзарей, которые не "запятнали" своей крестьянско-пролетарской биографии участием в национально-освободительной борьбе, стали загонять в "колхозы" - капеллы, ансамблы, квартеты, трио. Других кобзарей комиссариаты образования и органы НКВД заставляли творить "песни" и "думы", которые превозносили бы советскую действительность ...

Но большинство "братии" предпочла не брать в свой репертуар искусственные "думы". Они, как и тысячу лет назад, путешествуя от села к селу, от города к городу, пели древние "невольничьи плачи", упрямо воскрешали народную историческую память.

В 1993 году увидела свет книга американского ученого Роберта Конквеста "Жатва скорби", в которой, в частности, речь идет и об уничтоженных украинских "гомерах": "Популярная в народе национальная культура на протяжении веков поддерживалась в украинском селе кобзарями, которые, путешествуя от села к селу, зарабатывали на жизнь исполнением старинных народных песен и переводом народных баллад. Они постоянно напоминали крестьянам об их свободном и героическом прошлом. Это "нежелательное явление" теперь было подавлено. Кобзарей созвали на съезд и, собрав их там всех вместе, арестовали. По имеющимся сведениям, многих из них расстреляли - в этом была своя логика, потому что от них было мало пользы в лагерях принудительного труда."

Е. Кедровская, пенсионерка, в 1930-е годы работала библиотекарем: "В 1934-1935 годах по Харькову прошли слухи, что состоялся кобзарский слет, кобзарей вывезли из Харькова и бросили в овраг, где они и погибли ... Кобзарям якобы сказали, что их везут в Москву еще на один взлет и якобы случилось это в дороге".

В. Вовк, пенсионерка, в прошлом - учительница: "Кобзарей я любила с детства. Их можно было частенько видеть в Харькове. А в середине 30-х совсем не стало. Ходили слухи о каком-то кобзарском съезде, куда якобы свезли кобзарей со всей Украины, а затем убили".

А. Парфиненко, харьковский кобзарь: "За сталинским приказом забирали всех. Были облавы на рынках. Была одна семья там: Прокоп Маловичко, жена его Мотря и трое детей, все очень хорошо пели. Жили они в поселке Амур под Днепропетровском. Ночью их забрали, даже не сказали, что им брать - или продукты, или какую-то одежду, - погрузили в эшелон, где много уже было кобзарей из других городов Украины. Очевидно, этот эшелон шел с самого Киева. Доехали они до Харькова, там присоединили к ним еще много кобзарей. По некоторым подсчетам, их было триста тридцать семь. Доехали кобзари и все те, которых забрали в Днепропетровске, в Москву, потом их направили в Сибирь."

Известный историк со Львова Богдан Жеплинский составил реестр кобзарей и лирников, уничтоженных большевиками в 30-х гг., и тех, которые пропали без вести. Но этот мартиролог неполный - в нем всего 72 фамилии.

Сейчас вы читаете новость «Советская власть планировала уничтожить кобзарей еще в 1920-х годах - размышления по фильму "Поводырь"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть