Незадолго до смерти араб Абу Дауд дал интервью прессе. Журналисты расспрашивали его о впечатлениях от фильма "Мюнхен" режиссера Стивена Спилберга. Лента вышла на экраны в 2006 году.
- Я ни о чем не жалею. И не мечтайте о моих извинениях.
За четыре года у Дауда отказали почки. Старый террорист умер в 73 года. Он не успел как следует насладиться пенсией, которую ему назначило правительство Палестинской автономии.
Дауд был предпоследним из восьми террористов, которые 4 сентября 1972 года едва не сорвали Мюнхенское Олимпиаду. Палестинцы из организации "Черный сентябрь" ворвались в олимпийскую деревню и захватили девять заложников.
- Нас возмутило, что Палестину вычеркнули из списка участников, - рассказывал Дауд. - Для всего мира ее не существовало.
- Накануне мы смотрели спектакль "Скрипач на крыше", - вспоминал председатель израильской делегации Шмуэль Лалкин. - Мой 13-летний сын подружился с штангистом Йозефом Романо. Хотел остаться ночевать в его квартире. Я не разрешил. Впоследствии мой запрет спас сыну жизнь.
В ночь на 4 сентября вооруженные автоматами и гранатами арабы перелезли через забор Олимпийской деревни. Охрана их не задержала, думала, что это спортсмены, загуляли. Палестинцы открыли заранее заготовленным ключами двери дома, где проживала делегация Израиля. Первым их заметил судья по борьбе Йозеф Гутфройнд. Он навалился на дверь, а его сосед Тувье Соколовски выпрыгнул в окно. Судья Моше Вайнберг повел террористов показывать, где живут другие израильтяне. Он обошел квартиру №2, где жили отец и сын Лалкины, стрелки, фехтовальщики и медики и повел сразу к борцам и тяжелоатлетам. Надеялся, что те свернут нападающих. Но застигнутые врасплох израильские спортсмены сопротивления не оказывали. Тогда Вайнберг заколол одного из нападавших ножом, а другого нокаутировал. Его порыв поддержал штангист Йозеф Романо. Но сопротивление быстро подавили. Вайнберга застрелили, Романо ранили. Разъяренные террористы набросились на штангиста и кастрировали его. Потом восемь израильтян связали и начали переговоры. Требовали освободить более 200 арабов, которые находились в тюрьмах Израиля.
Олимпиаду приостановили на 12 часов. Премьер-министр Голда Мейр заявила, что никаких переговоров с террористами не будет вести. Обратилась к немцам с просьбой впустить на территорию израильский отряд спецназовцев. Германия сразу отказала, хотя антитеррористических сил не имела вообще.
Между тем террористы потребовали самолет в Ливию. Немцы взамен предлагали деньги.
- Зачем нам деньги, если наша жизнь ничего не стоит, - ответил главарь нападавших Иса. Делегация, которая ходила на переговоры, утверждала, что видела четырех или пятерых террористов. На самом деле их было восемь. Немцы начали готовить операцию по освобождению заложников. Планировалось, что в военном аэропорту недалеко Мюнхена 5 снайперов расстреляют арабов. Однако все пошло наперекосяк. Снайперы открыли беспорядочный огонь, как только те приблизились к самолету. Террористы расстреляли связанных заложников. Пятеро нападавших погибли, а трое сдались в плен. Среди погибших спортсменов был борец Марк Славин. Он только в 1972 году переехал из СССР в Израиль. Это была его первая и последняя Олимпиада.
Голда Мейр просила Германию выдать задержанных Израилю, но опять получила отказ. За два месяца очередной отряд террористов захватил самолет немецкой компании "Люфтганза". Нападавшие требовали освободить из тюрьмы трех своих товарищей из "Черного сентября". Немцы сразу согласились.
В Ливии террористов ждала тридцатитысячная толпа во главе с Муаммаром Каддафи. Убийц встречали как героев.
Израильтяне чувствовали себя одинокими и обманутыми будто во времена Второй Мировой.
- Мне кажется, что все террористы уже вышли на свободу, - грустно сказала Голда Мейр. Премьер Израиля приказала начать операцию "Божий гнев". Спецслужбы должны уничтожить террористов и их покровителей и вдохновителей без суда и следствия. Считалось, что их вина уже доказана. Составили список из 13 человек. Будущие убийства должны быть публичными и никак не походить на несчастные случаи. Боевики должны знать, что ничто в жизни не проходит бесследно. Их убьют таким же образом, каким они привыкли убивать невинных людей.
- Посылайте наших мальчиков, - сказала Голда.
Очень боялись ошибки.
- Боже упаси, если погибнут невинные люди, - предостерегало израильское руководство.
Операцию проводила военная разведка "Моссад". Первым убрали в Риме сотрудника ливийского посольства Абу Цвайтера. Это он поставлял оружие "Черному сентябрю". Ливиец долго сидел в одном из римских ресторанов, а затем зашел домой с бутылкой вина. Его ждали двое в подъезде. Переспросили имя, а затем выпустили 14 пуль.
В декабре наступила очередь координатора мюнхенского теракта Махмуда аль Хамшари. В его парижскую квартиру проникли израильские специалисты. Заложили бомбу в телефон. Впоследствии под видом журналистов договорились об интервью. Дождались пока из дома выйдут жена и дочь террориста. Затем позвонили снова.
- Это Махмуд аль Хамшари? - Переспросили.
- Да.
Бомбу взорвали дистанционно. Махмуд умер от ран в больнице.
Европой поползли слухи, что кто-то неизвестный убивает ребят из "Черного сентября". Однако испугались не все. Мухаммед Наджаф, Камаль Насер и Камаль Адуан прекрасно чувствовали себя в Ливане. Группа полковника Эхуда Барака прибыла в Бейрут морем. Высадились, переоделись в гражданское. Израильтяне открыли огонь неожиданно. Охрана арабов даже не успела схватиться за оружие. Все трое палестинцев были уничтожены. Между тем в отделении бейрутской полиции зазвонил телефон. Кто-то говорил на чистом арабском языке.
- Палестинцы устроили очередные разборки между собой. Не надо туда спешить. Они вооружены и опасны.
Полиция прибыла с большим опозданием. Израильские коммандос уже были на пути домой. Покушение было очень резонансным. Палестинский лидер Ясир Арафат с тех пор боялся дважды ночевать в одном и том же здании.
Между тем на Кипре ждал своей очереди Хусейн Абд-аль-Шир. Он возглавлял кипрское представительство "Черного сентября" и имел связи даже с КГБ. В гостиничном номере под его кровать заложили взрывчатку. Она должна была сработать, как только Хусейн сядет. Впоследствии специалисты усомнились: а вдруг на кровать усядется кто-то другой? Заложили вторую бомбу с дистанционным управлением. В номер послали своего разведчика. Тот убедился, что Хусейн сам. Остальное было делом техники. Дождались, когда погаснет свет и взорвали заряд. Вылетели все окна, двери и мертвое тело Абд-аль-Шира.
Базиль-аль-Кубайши отвечал за поставки оружия боевикам "Черного сентября" по всей Европе. Его застрелили в Париже просто среди бела дня.
В номер афинского отеля, где проживал Зайяд Мухасси заложили восемь бомб, которые выжигали весь кислород. Заряд не сработал. Тогда агент "Моссада" бросил гранату.
Террористы-хвастуны, которые еще несколько месяцев назад смело раздавали интервью западной прессе, превратились в загнанных крыс, которые ищут нору, где бы спрятаться.
Мухаммед Буде имел целый гарем. Поэтому израильтяне называли его "Синей Бородой" по имени героя сказки Шарля Перро. Мухаммед боялся. Самый большой страх Буде вызвали автомобили. Перед посадкой он всегда тщательно осматривал авто. Заглядывал под колеса, капот и багажник, потому что боялся найти взрывчатку. Зная это, агенты "Моссад" заложили мину прямо в салон под его сидение. Буде по традиции обошел машину, убедился, что под выхлопной трубой и под багажником ничего нет. Сел за руль. Почти сразу раздался взрыв.
После гибели Буде правительство Израиля принимает решение заменить уставшего группу. Посылает новую. Новоприбывшие мстители сразу вляпались в историю. В июле 1973 года в норвежском Лиллехамере они якобы выследили Али Хасана Саламе - одного из организаторов мюнхенского теракта. На самом деле официант Бушики, который приехал в Норвегию на заработки, был похож на лидера боевиков. Его застрелили на глазах у беременной жены. Ликвидаторы успели уехать, но группа прикрытия попала в руки норвежской полиции. Четырех агентов судили, однако вернули на родину через два года. Семье Бушики правительство Израиля выплатило компенсацию, но не извинилось. Впрочем Саламе не избежал своей участи. Его взорвали в Бейруте только в 1979 году. Кроме него погибли еще 4 случайные прохожие, а 19 получили ранения.
Еще двух непосредственных участников нападения в Мюнхене уничтожили позже. Аднан аль Гаши неосторожно поехал в одну из стран Персидского залива на заработки. Мохаммеда Сафади убили в Ливане, куда он вернулся к своей семье. Последнее убийство совершили в 1991 году.
У самого Абу Дауда выпустили 5 пуль в варшавском отеле. Он погнался за нападающим, но вскоре упал обессиленный. Польские врачи спасли ему жизнь. Единственным живым террористом остается Джамаль аль Гаши. Он до сих пор скрывается от Моссада.
Комментарии
1