"Процесс декоммунизации вышел за пределы четырех законов. В среде историков и культурных деятелей идут разговоры, что давно пора говорить о "десоветизации", как о более глубоком понятии. Как быть с барельефами на Украинском доме, где и чья ответственность?" - такими словами Владислава Осьмак начала обсуждения проблемы с барельефами на Украинском доме.
22 августа в Украинском кризисном медиа-центре состоялось обсуждение недавней попытки директора Украинского дома Юрия Стельмащука демонтировать советские барельефы с фасада здания.
Данные барельефы не входили в список памятников, которые были рекомендованы к демонтажу. Впрочем, Стельмащук решил начать демонтаж произведений.
Автор барельефа Валентин Борисенко в начале 1980-х годов изобразил рабочих, идут в "светлое будущее", на здании бывшего музея Ленина (ныне Украинский дом). Герои композиции дополняли памятник Ленину, который располагался в центре. В 1978 году Борисенко был лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Шевченко за памятник бойцам I Конной армии возле Олеська.
На дискуссии специалисты обсуждали практику внедрения законов о декоммунизации и правовое урегулирование противоречивых случаев. Инициатором и модераторкою дискуссии была Владислава Осьмак, руководитель Центра урбанистических исследований Национального университета "Киево-Могилянская академия".
Попытка демонтажа советских барельефов на здании Украинского дома спровоцировала дискуссию в публичном пространстве. Предлагаем к вашему вниманию комментарии и замечания экспертов по этому поводу.
Юрий Стельмащук, директор Государственного предприятия "Украинский дом" прокомментировал свою инициативу:
"Конечно, мы не были столь деликатны в демонтаже барельефа, но мы его снимали без всякой ненависти. Мы это делали с учетом того, чтобы построить большое будущее необходимо забрать все лживое.
Этого объекта не было в перечне УИНП по демонтажу. Впрочем, там было упоминание про Владимира Ленина с его лозунгом: "Учится, учится и еще раз учится".
Что касается барельефа - у меня есть свое видение закона. То, что говорил Владимир Вятрович, являются только рекомендациями. На нас действует буква закона и сегодня у нас есть глаза, которыми мы видим: это коммунистические вещи, которые должны быть демонтированы. Я готов в судах отстаивать эту позицию и производить судебную практику , которая будет примером для многих других коммунистических памятников. Я это сделаю".
Анна Бондарь, заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры исполнительного органа Киевского городского совета, предоставила юридическое разъяснение:
"Нельзя критиковать законы, но закон о декоммунизации не хватает методички. С одной стороны он прописан, но при реализации действительно возникают юридические коллизии.
Когда наш департамент столкнулся с исполнением закона, мы увидели две проблемы. Первая - отсутствие публичного дискурса на эту тему. Отсутствовала мнение специалистов в СМИ, которая бы провоцировала людей высказывать свое мнение, что сформировала бы общественное мнение. Второе — трактовка этого закона.
Улица Крещатик является целостным памятником градостроительства. Украинский дом является вновь выявленным объектом архитектуры, поэтому наша рада рекомендовала , что любые действия на памятнике подлежат по закону только реставрации и на это должно быть разрешение Министерства культуры. Другие действия должны быть согласованы с Министерством культуры".
Елена Мокроусова, эксперт Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий, продолжила:
"С только что обнаруженными памятниками города Киева должны быть заключен охранный договор с органом охраны культурного наследия. Такого договора сегодня нет, следовательно, уже нарушен Закон об охране культурного наследия. Законы о декоммунизации никоим образом не отменяют законы об охране культурного наследия. Нельзя говорить, что этот закон более важен и мы будем игнорировать другой.
Украинский дом является вновь выявленным объектом : ни в коем случае истории, а именно архитектуры и градостроительства, он является примером модернизма. Эти барельефы являются примером искусства и не надо переносить политику и неприятие определенных исторических событий или этапа именно на художественную ценность."
Михаил Кальницкий, киевовед, поделился опытом и дал экспертную оценку:
"Если читать декоммунизационные законы, а не трактовать их свободно, то они не предусматривают уничтожение совершенно всех монументов (даже таких, которые содержат коммунистическую символику). Хотя коммунистическая символика понятие достаточно широкое: не только серп и молот, но и изображения и цитаты.
Этот закон не распространяется на произведения искусства, созданные до вступления в силу этого закона.
В Киеве можно увидеть еще одно место, где можно увидеть еще одну цитату "Учится, учится и еще раз учится" В. И.Ленин. Эта мозаика находится на дворе Киево-Могилянской академии. Она осталась со времен военно-морского политического училища. Президент КМА Вячеслав Брюховецкий постановил оставить эту достопримечательность на память о тоталитарном наследие, которая бы не повторялась. Если проявить мудрость, то и здесь можно что-то подобное инициировать".
Назар Билык, скульптор, внук Валентина Борисенко, автора барельефов на Украинском доме, разъяснил:
"Именно мне быть тем, кто защищает искусство советского наследства, очень странно. Первая моя монументальная работа в соавторстве с Николаем Малышко — крест в урочище Сандармох в Карелии. В Карелии находится большое кладбище украинской интеллигенции, там похоронены Лесь Курбас, Валерьян Пидмогильный, Николай Зеров и Николай Кулиш.
Я ни в коей мере не защищаю саму систему, но логика, которая выстраивается в результате разрушительного отношения к памятникам этой эпохи, меня действительно смущает.
Недавно я стал свидетелем, когда памятник на Львовщине I Конной армии (автор Валентин Борисенко) был разобран на куски меди. И самое интересное, что разрушение этого памятника началось не с того, что люди начали снимать медь. А с того, что начали снимать брусчатку вокруг памятника кому-то на дачу.
Мы не против декоммунизации — мы против ее варварского провождения".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Кто готов сегодня к полуночи выйти на Освободительную войну?" - как выглядела история в Facebook-ленте
ТУМА ВИОЛЕТТА