Когда Альбрехт Дюрер, одно из светлых живописи эпохи немецкого Возрождения, создавал свои картины, он и представить не мог, что часть из них судьба забросит в далекий Львов. Не мог он думать и о том, что в эпоху силы и жестокости, другой немец (т.е. австриец) захочет вернуть эти картины домой.
В период с 1869 до 1941 года во Львове была уникальная коллекция картин известного немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471 - 1528). 24 работы (по другой версии, 27), родом из эпохи Возрождения, были настоящим достоянием культуры и высокого искусства. Именно поэтому, ценность их была чрезвычайно высокой. Собрал коллекцию еще в начале XIX века князь Генрик Любомирский. Позже он заключил соглашение с Ю. М. Оссолинским, основателем Оссолинеума. По соглашению, Любомирский должен был передать свою коллекцию в основанный Оссолинским заведение, а вместо того, после смерти Ю. М. Оссолинского, Любомирский и его потомки должны были стать опекунами заведения.
В 1869 году коллекцию полотен Дюрера, как и было договорено ранее, перевезли из Пшеворска во Львов, в Оссолинеум. О коллекции на время забыли. Ее не показывали и не экспонировали. Только ученые и искусствоведы знали о бесценном сокровище в библиотеке Оссолинских. Интерес выразила Германия. Работы Дюрера из львовской коллекции экспонировались в Нюрнберге. В 1936 году коллекцию даже использовали по случаю проведения Олимпиадии в Мюнхене. Рисунки Дюрера там шли под общей категорией "Большие немцы". Впоследствии, львовским искусствоведом межвоенного периода М. Ґембаровича, в сотрудничестве с венским ученым Г. Титце, был издан каталог львовской сборки известного немецкого художника. "Рисунки Альбрехта Дюрера в музее Любомирских во Львове" - так он был наименован.
После начала Второй мировой войны, ее советского-германского периода, в первые дни немецкой оккупации Львова в город прибыл "специальный уполномоченный для защиты произведений искусства на оккупированных территориях", австрийский искусствовед Каетан Мюльманн. У него было особое поручение от Г. Геринга: вывезти сборник работ Альбрехта Дюрера в Берлин.
Коллекцию транспортировали и до окончания войны ее пристанищем стала рейхканцелярии Адольфа Гитлера. Последний, как известно, учился на художника и, по некоторым данным, с особой уважением и восхищением относился к произведениям Альбрехта Дюрера.
В последние дни войны, из-за угрозы бомбардировок Берлина, произведения искусства были перевезены в старою соляную шахту Аль Аусзее, вблизи Зальцбурга, что в Австрии. Там она и была найдена американскими военными. В 1947 году к правительству США обратился Георг Любомирский. Ссылаясь на то, что он является потомком рода, собравший коллекцию, Георг предложил вернуть ему работы. В ответ Любомирский обещал подарить часть работ Национальной библиотеке в Вашингтоне. Когда в 1948 году американцы вернули коллекцию Любомирскому, то о второй части обещания случайно забыл.
По состоянию на середину 1990-х, стало известно о местонахождении большинства картин. Три из них были в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке, две в Художественном музее в Кливленде, две Роттердаме. Также находились картины в Чикаго, Бостоне, Бирмингеме и др. Часть работ попала в частные коллекции.
Комментарии