вторник, 01 марта 2016 15:23

Церковь в катакомбах - как советская власть "объединила" греко-католиков и православных

Церковь в катакомбах - как советская власть "объединила" греко-католиков и православных

После преобразования РПЦ на свою марионетку советское руководство намерено установить религиозный контроль над всей территорией СССР, а потому Западную Украину и УГКЦ, действовавшую в ее пределах, ждала трагическая судьба. Апогеем активной деятельности советских спецслужб по этой церкви стал так называемый Львовский Собор в 1946 году, на котором фактически было ликвидировано УГКЦ. В марте этого года исполняется 70 лет со тех мрачных событий. Об этом сообщает "Фотографии Старого Льва".

Начиная с 1944 года, когда Галичина снова оказывается под советской властью, одной из мишеней для советских спецслужб становится Украинская Греко-Католическая Церковь. Очевидно, что советское руководство сразу понимало, что обратить эту церковь в свою марионетку им не удастся, а потому была выбрана тактика умеренного наступления. Изначально происходило идеологическое наступление на УГКЦ, выраженное в провокационных статьях.

Ночью 11 апреля было арестовано Митрополита И. Слепого, епископов Н.Будку и М.Чарнецького и 20 активных священников. Других епископов также было "изъято" в короткое время. А 14 апреля была окружена Духовная Семинария. Были арестованы священники и преподавателей, а теологов и семинаристов призывного возраста насильно мобилизировали на военную службу.

После ареста митрополита и епископов УГЦК была фактически обезглавлена, однако не уничтожена. Это понимали и советские спецслужбы, а потому намеревались и дальше продолжать свою борьбу. Для "воссоединения православной церкви с греко-католической" необходимо создать инициативную группу из среды самих же греко-католических священников, которая должна была, согласно инструкций советского руководства, декларативно заявить о разрыве с Ватиканом и убедить униацкое духовенство к переходу в православие.

Уже на конец мая - начало июня 1945 такая инициативная группа была создана в составе трех человек, а именно священника Преображенской церкви Гавриила Костельника, а также священников Михаила Мельника и Антона Пельвецкого с Перемышльской и Станиславской епархий соответственно.

Деятельность инициативной группы продолжалась почти год. Ее усилиями, в сочетании с террором советских спецслужб, удалось переманить к русскому православию около тысячи священников, большинство из которых вынуждены были осуществить свой переход не по своей доброй воле. Однако, еще больше греко-католических священников были арестованы. По завершению деятельности инициативной группы назрела еще одна проблема. Для проведения собора необходимые епископы, но таких среди его сторонников не было. Для исправления этой ситуации в феврале 1946 года делегация инициативной группы в составе 13 священников отправилась в Киев, где православный митрополит Иоанн рукоположил епископу А.Пельвецького и Н.Мельника. Интересно, что Г.Костельник сан епископа так и не получил, поскольку был женат.

Однако, созванный на 8-10 марта 1946 года в храме Святого Юрия собор каноническим все равно не стал, поскольку созвали его священнослужители уже РПЦ, а не УГКЦ. Интересен тот факт, что многие участники суборями были доставлены на него непосредственно советскими спецслужбами, и сам ход действа проходил под их наблюдением и контролем.

Президиум Собора составляли отцы Г.Костельник, А.Пельвецький, Н.Мельник; секретариат Собора - отцы Ю.Ванчицький и М.Павлосюк, которых, кстати, никто не выбирал. Очевидцы этого действа утверждали, что хотя по официальным подсчетам делегатов было 216, на самом деле их было значительно меньше, примерно 140. 8 марта собор единодушно принял решение аннулировать постановления Брестской унии с 1596, оторваться от римской (папской) Церкви, вернуться к прадедовской православной веры и воссоединиться с Всероссийской православной Церковью в Советском Союзе.

На второй день, 9 марта, Собор рассматривал вопрос "канонического оформления" принятого решения о "воссоединении" с РПЦ. Заседание началось общей службой литургии епископами Макарием, Нестором, Антонием и Михаилом. Владыка Макарий совершил чин "присоединения к Православной Церкви" участников Собор. Все участники собрания должны подписаться под двумя основными документами - обращением к патриарху Московскому и всея Руси Алексия и телеграммой к председателю Президиума Верховного Совета УССР Михаила Гречухи.

Третий день Собора - воскресенье Торжества Православия - начался Архиерейской Божественной Литургией, которую отправил митрополит Иоанн в сослужении четырех православных епископов, в т. Ч. Антония Пельвецкого и Михаила Мельника. Это стало первой открытой для посторонних глаз событием на Соборе. В ознаменование "воссоединения" патриарший экзарх подарил в храм Св. Юра икону Богородицы с Киево-Печерской лавры.

Жители Львова узнали об официальной "самоликвидации" УГКЦ только 10 марта. С тех пор почти полвека Украинская Греко-Католическая Церковь вынуждена была действовать в подполье, пока в конце 1980-х гг. Не было восстановлена ​​официальная деятельность.

Сейчас вы читаете новость «Церковь в катакомбах - как советская власть "объединила" греко-католиков и православных». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть