Связной УПА с Деревок Любешевского района на Волыни живьем отрезали грудь за то, что не стала любимой красного партизана.
Впервые об этой истории заговорили только в 1996 году, сообщает "Высокий замок".
"В годы Второй мировой войны многие из наших односельчан отправились в повстанцы, - рассказывает учитель местной школы Николай Терещук. - В основном молодые ребята, но были среди них и девушки. Пошла в УПА и Степанида Ниципорик".
Девушка была удивительной красоты. Хорошой была настолько, что глаз никто не мог отвести. Неудивительно, что ухаживали за красавицей даже ребята из более отдаленных сел, например Силантий Пархомчук с Пневного Камень-Каширского района. Говорят, даже сватов заслал, и девушка отказала, потому что полюбила себе роевого командира УПА Сидора Климчука.
Парень был сыном местной крестьянки и австрийца, который прибился на Полесье в годы Первой мировой войны. С детства Сидора в селе называли не иначе, как "немчик". Умный был, толковый к наукам и учился в Любешевской гимназии. Когда начала в крае формироваться УПА, ушел в повстанцы. А Степанида - за ним связной. Там же служил и ее родной брат.
Не смог Силантий пережить такого "унижения". Узнав, что Степанида пошла за любимым в повстанцы, тоже отправился воевать. Но - к красным партизанам-федоровцам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Зачем мы учим русский" - учителя осудили за национализм
2 августа 1943 федоровци ворвались в село Деревок и давай грабить. Навиносилы из домов 200 телег добра. Всех, кого подозревали в связях с повстанцами, хватали и сгоняли к сельскому площади. А дальше начинали пытать и убивать. Во главе карательного отряда был тот самый Силантий Пархомчук. Так мстил за неразделенную любовь.
Арестованных выводили по одному на плац, толкали в круг и били кольями, пока не падал замертво. Тогда выкалывали глаза. Но и на этом беспорядки не прекращались. Тело бросали на солому и поджигали. Через секунду в круг выводили следующую жертву.
Забирали награбленное, жгли дома "врагов" и уезжали. Крестьяне тогда похоронили 17-х зверски замученных. Но тогда ни Степаниды, ни Сидора среди убитых не было. Известно, что отец девушки дал партизанам откупное - добротные сапоги. И те соблазнились. А Силантию Пархомчуку о том, что кто-то в Степаниды есть дома, не признались.
Летом 1944 года Степанида заболела тифом. Связная УПА, чтобы подлечиться, стала скрываться в городе Камень-Каширском. Однажды в дом ее благодетеля случайно зашел односельчанин.
"Ты здесь, милая?", - взглянул на девушку и спросил.
"Не губите, пощадите", - ответила она.
"Все будет хорошо", - сказал тот и ушел.
Через час в доме уже были энкаведисты вместе с красными партизанами.
Хозяин дома, который не имел собственных детей и, рискуя своей жизнью, заступался за Степаниду, пытался ее спасти. Федоровци вытащили больную связную из дома и под руки потащили в застенок. Городок вздрагивал от ее причитания.
В темном сыром подвале школы едва светил тусклый ночник. Красные партизаны, громко матерясь, бросили свою жертву на холодный пол. Били, пинали в живот. Она корчилась от боли, кровь заливала лицо и одежду, уже ничего не могла сказать, только трудно хрипела. Но и этого им показалось мало. Тогда палачи взялись ее живьем четвертовать. Еще живой отрезали уши, тогда грудь, обмотали какими полотенцами и подожгли. Степанида уже не могла проронить ни слова. В углу молча наблюдал за казнью Силантий Пархомчук.
Похоронили Степаниду в Камень-Каширском у церкви. На могиле посадили калину. Но когда начали расширять улицу, сравняли ту могилу с землей и заасфальтировали. Надеялись, что это коммунистическое преступление забудут. Но память потомков его воскресила.
Сидор тяжело перенес известие о страшной гибели любимой. Погиб в бою. А Силантий Пархомчук, командир карательного отряда партизан, войну пережил. Погиб затем при загадочных обстоятельствах.
Почти 10 лет отсидела в сталинских тюрьмах 91-летняя связная УПА Анна Абрамчук. Во время войны она прибежала домой и соседка сдала ее советским военным. Задержали и отправили в лагеря, где приняла участие в Норильском восстании.
Комментарии