среда, 28 ноября 2012 12:30

Отец современных сигарет предпочитал сигары

Автор: Фото: bbc.co.uk
  Пионером глобализации был Джеймс Дюк со своими сигаретами
Пионером глобализации был Джеймс Дюк со своими сигаретами

Американский хирург Элтон Окснер вспоминает, что в 1919 году, когда он учился в университете, его группу послали посмотреть на вскрытие пациента, который умер от рака легких. Считалось, что за время обучения студенты могут и не увидеть второго такого случая - столь редкой была тогда эта болезнь.

По состоянию на 2000 год от нее уже умирало 1,1 миллиона человек в год, причем в 85% случаев прямой причиной рака было курение.

"Сигарета - наиболее смертоносный артефакт в истории человеческой цивилизации, - говорит Роберт Проктор, исследователь из Стэнфордского университета, для BBC. - В 20 веке от нее умерли около 100 миллионов человек".

Джордан Гудмен, автор труда "Табак в истории человечества", говорит, что как историк он обычно опасается обвинять конкретных людей, "но когда речь идет о курении, я могу с уверенностью утверждать: за появление сигареты в 20 веке ответственность несет Джеймс Бьюкенен Дюк, также известный как Бак Дюк".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Через месяц в ресторанах Украины не будут курить

Последний не только принимал участие в ее создании, но и разработал системы маркетинга и сбыта, благодаря которым сигареты завоевали все континенты.

В 1880 г. 24-летний Дюк начал работать в области производства готовых сигарет, которая в то время была лишь нишей табачного бизнеса. Сотрудники его небольшой фирмы, расположенной в Дургеме, Северная Каролина, скручивали сигареты вручную и закручивали концы, чтобы табак не высыхал и не высыпался.

Через два года Дюк увидел возможность развития. Он познакомился с молодым механиком Джеймсом Бонсаком, который носился с идеей механизировать производство сигарет. Дюк был уверен, что людям понравятся аккуратные, ровненько палочки, сделанные машиной.

Папиросная машина Бонсака совершила переворот в табачной промышленности.

"Она скручивала, по сути, одну бесконечную сигарету, а вращающиеся ножи нарезали ее на куски нужной длины", - рассказывает Роберт Проктор. Открытые концы просякали различными приложениями: глицерином, сахаром, патокой - "чтобы добавить вкус", а также химикатами, чтобы табак не иссякал.

Но технологические проблемы были не единственными, стоящими перед Дюком. В то время как его работницы вручную изготавливали около 200 сигарет в смену, новая машина выдавала партию в 120 000 штук в день. Или одну пятую от того, что выкуривали по всей Америке.

"Он делал больше сигарет, чем мог продать, - рассказывает Гудмен. - И ему надо было придумать, как расширить рынок".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рада повысила акцизы на алкоголь и табак

Ответ крылся в сфере рекламы и маркетинга. Дюк спонсировал лошадиные бега, бесплатно раздавал сигареты на конкурсах красоты и размещал рекламу в новомодных глянцевых журналах. Также он понял, что не менее важными, чем сами сигареты, есть коллекционные карточки, вложенные в пачку. Только в 1889 году предприниматель потратил 800 000 долларов (25 миллионов на нынешние деньги) на маркетинг.

Бонсак сохранил патент на скручивающееся машину за собой, но поскольку Дюк помог ему усовершенствовать изобретение, инженер в знак благодарности дал ему 30%-ную скидку на право пользования патентом.

Своим первым успехом Дюк обязан именно этому преимуществу, а также энергичному продвижению продукта. Как он и предполагал, людям понравились заводские сигареты. Они выглядели современно и были более гигиеничными, чем сигары, загрязненные руками и слюной работников, - специально подчеркивалось в одной из рекламных кампаний.

Автор: Фото: bbc.co.uk
  Папиросная машина Бонсака совершила переворот в табачной промышленности
Папиросная машина Бонсака совершила переворот в табачной промышленности

И хотя объемы продаж сигарет в США за пятнадцать лет выросли вчетверо, на рубеже веков этот рынок все еще оставался нишевым: табак преимущественно жевали или курили через трубки и сигары.

Дюк, который сам предпочитал сигары, понимал, что следует продвигать курение сигарет в местах, где сигары не приветствуются, например гостиных и ресторанах. Также они идеально подходили для рабочих перерывов: их легко было зажечь и они не гасли - в отличие от трубок. Словом, сигарета лучше подходила к ритму жизни современного города.

"Сигареты курились совсем по-другому, - рассказывает Проктор. - Кроме того, они были слабее, и ужасная ирония кроется в том, что люди очень долго считали сигареты менее вредными, чем сигары. Это же только сигаретка - "маленький сигара", думали они .

Сегодня мы знаем, что на самом деле сигареты вызывают значительно более сильную зависимость. Также они опаснее том, что курильщик вдыхает дым в легкие, что нетипично для курения сигар. Но связь между курением и раком не понимали вплоть до 1930-х годов, его научно установили лишь в 1957 г. в Британии и в 1964 г. в США.

Более того сигареты называли полезными для здоровья. До 1906 г. они считались лекарственным средством: их выписывали от кашля, простуды и туберкулеза (болезни, которую Всемирная организация здравоохранения сегодня ассоциирует с табакокурением).

В начале 1900-х годов существовало антисигаретное движение, но оно выдвигало не столько медицинские, сколько моральные возражения. То, что все больше женщин и детей начинали курить, расценивалось как упадок общественной морали. Между 1890 и 1927 гг. сигареты были запрещены в 16 штатах США.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Житомире раскопали козацкие трубки

Взгляд Дюка обратился к зарубежным рынкам. В 1902 г. он основал компанию British American Tobacco, которая стала конкурировать с британской Imperial Tobacco. Дизайн упаковок и маркетинг для заокеанских потребителей несколько изменили, но сигареты были одни и те же. За десять лет до появления легендарного "Фордуа Т" Дюк уже имел свой глобальный товар.

"Его сигареты выглядели одинаково, - рассказывает Гудмен. - Пионером глобализации, символом которой являются "МакДональдс" или "Старбакс", был Дюк со своими сигаретами".

Глобальное распространение сигарет продолжается и сегодня. Хотя в богатых странах курят все меньше, спрос на них в развивающихся странах, растет ежегодно на 3,4%. А значит - растет и общее мировое потребление сигарет.

ВОЗ предупреждает, что если не предпринимать никаких мер, от болезней, связанных с курением, в течение следующих 30 лет умрет 100 миллионов человек - больше, чем от СПИДа, туберкулеза, автомобильных аварий и самоубийств вместе взятых.

Но нельзя обвинять в этом Бака Дюка? Наконец, производители никого не принуждают брать в руки сигарету.

В статье, опубликованной в журнале "Тобакко контрол" Роберт Проктор утверждает, что люди, которые работают в табачной сфере, все же несут определенную ответственность. "Мы должны понять, что реклама табака, магазины, аптеки, которые продают сигареты, - это также канцерогены. Рак вызывают и менеджеры табачных компаний, художники, которые разрабатывают дизайн упаковок, пиарщики и рекламисты, которые пропагандируют курение", - считает исследователь.

Истцы, которые судятся с "табачными корпорациями", часто приводят тот аргумент, что производители сигарет знали о вреде своего продукта, но скрывали ее. Но это не касается Бака Дюка, который умер в 1925 году.

"Я не хотел бы обвинять конкретно его в распространении сигарет, - говорит биограф Дюка Боб Дурден, который часто подчеркивает положительные черты предпринимателя. - Он был очень трудолюбивым и любил свою работу".

Тем, кто и дальше не симпатизирует Дюку, стоит обратить внимание на его хорошие поступки. Он пожертвовал более 100 миллионов долларов дургемскому Тринити-колледжу, который в 1924 году переименовали в Университет Дюка (в честь Джеймса Бьюкенена и его отца Вашингтона).

Но если бы не Бак Дюк, возможно, американцы до сих пор жевали бы табак? И земля у современных спортбаров была бы заплевано темной жвачкой?

По мнению Гудмена, мир неизбежно следовал к механизации папиросного производства. Скручивальную машину разрабатывал не только Бонсак, и если бы Дюк не ухватился за нее, это сделал бы другой бизнесмен.

"Я думаю, он был неким героем-преступником. Героем в том смысле, что он гениально разбирался в рынке, в человеческой психологии, ценообразовании и рекламе. В этом смысле он не был злодеем", - говорит Гудмен.

И все равно - какими бы ни были достижения Дюка в сфере массового производства и глобализации, они омрачаются неоднозначной ролью, которую сыграло его творения.

"Он научил мир курить сигареты, - утверждает Гудмен. - А это - проблема века".

 

Доктор Роберт К. Джеклер из Медицинской школы Стэнфордского университета объясняет, как в начале 20 века втягивали в курении женщин.

Перед производителями сигарет стояла проблема. Они не могли напрямую призывать женщин курить. Сначала нужно было изменить общественные убеждения.

Женщина, курившая на улице, ассоциировалась с проституткой. Порядочная женщина вообще не должна была курить на людях.

American Tobacco Company наняла специалиста по пиару Эдварда Бернейса - племянника Зигмунда Фрейда, чтобы он разработал положительный образ женщины-курильщика.

В 1920-х, например, компания наняла группу молодых женщин, которые прошлись по улицам во время Пасхального парада, держа свои "факелы независимости" - сигареты. Так сигареты стали символом женской эмансипации.

Сейчас вы читаете новость «Отец современных сигарет предпочитал сигары». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть