19 августа 71 год назад в селе Пирятин в Жовкищене произошла кровавая трагедия. В 1944 году на праздник Спаса отряды НКВД напали на местную сотню УПА. Здесь стояла сотня "Галайда" легендарного повстанческого проводника "Ема", или "Евшана". Настоящее имя - Дмитрий Пелип. Украинские ребята победили врага и нанесли ему сильных потерь. А на следующий день враг вернулся и отомстил - сожгли все село с приселками, а людей отстреливали.
"В Пирятине была своя школа УПА. Она базировалась в лесу, где некогда богатый поляк имел паровую машину, мельницу, сушилку и пилораму, - рассказывает активист Бишкивского сельсовета, куда принадлежит Пирятин, Олег Бейзик. - Когда в 1939 году началась коллективизация, поляк убежал. А в этом помещении осели наши ребята, учились здесь воевать упивцы из окрестных сел и районов. Говорят старожилы, что 19 августа на школу шла целая дивизия НКВД, несколько тысяч карателей с танками, артиллерией и даже самолетом. Но упивская разведка сработала хорошо. Поэтому на помощь ребятам в Пирятин пришли повстанцы из соседних районов - "Сотян Сероманцев". Село их встретило, женщины начали нести еду в лес, кто что мог, чтобы накормить ребят. Но те не успели пообедать, как послышались выстрелы. Люди слышали стрельбу, когда выходили из церкви на Спаса. А это была еще и воскресенье. В украинских селах издревна это один из самых больших праздников."
Репрессированый, писатель с Бишкова Иван Губка так описывал эти события в книге "Пирятин: победа и трагедия":
"Тем временем среди повстанцев прозвучала команда "Гостре поготівля!". Срочно были высланы разведывательные опергруппы на опережение противника, чтобы не дать возможности врагу закрепиться в заполье наших военных групп. "Энкаведисты" не знали, что повстанцам известно о замысле "красной метлы" и что пришла подмога. Чтобы захватить дорогу, которая вела к лесу, "энкаведисты" переоделись в женскую одежду и под видом сборщиц ягод, продвигались вглубь. И не успели "сборщицы" открыть огонь, как их опередили ребята из леса, поэтому "энкаведисты" вынуждены были бежать возле леса. Первый шаг был сделан. Дорога, что вела к леснику, в дальнейшем контролировалась УПА.
В участке "лесника" готова была принять бой чота "Волков" командира "Окуня", часть сотни "Мирного" с двумя роями отдела "Гая". Сотня "Тихолиса" незаметно перебралась под насыпь железнодорожной колеи. Там был командир куреня хорунжий "Эм" — отважный воин, который подбадривал повстанцев к бою.
В то время с криками "Слава Украине!" ударил отдел, который был сформирован на приселке Стадницкие. В рядах врага началась паника, "энкаведисты" бросились врассыпную, рассыпавшись от выгона по всем сенокосам вплоть до реки. Сокрушительный огонь повстанческих формирований не прекращался, а с поля боя, бросая даже тяжелое оружие, роняя по дороге автоматы и фуражки, спешно убегали враги. Солдаты прыгали в Мощанку, река хоть и не широкая, но достаточно глубокая, поэтому беглецы хорошо нахлебталися замутненной воды."
Энкаведисты понесли большие потери - 230-300 человек погибло, многие попали в плен. Повстанцев, по разным подсчетам, погибло от 16 до 50.
Уже на следующий день екнкаведисти вернулись в Пирятин. Начали жечь село с его всеми приселками. Підходиди к дому, обливали горючим, или просто бросали факел в деревянные дома. Сожгли 70 хат. Уцелело четыре. Как рассказывают местные, в одной лежал покойник. Вторая или "спряталась" в саду, или заможные хазяева впрсили врагов. Третью потушили. Четвертую отказались сжигать.
"Хозяин того здания накануне принял раненого русского солдата. Повез его лошадьми до госпиталя в Волицу, того же Жолковского района. Как только прибыл туда, там ему сказали: беги домой, там ваше село поехали жжечь. За то, что спас солдата, дали расписку. Хозяин приехал как раз когда подожигали. Показал бумажку - сразу же потушили. Эта хата стоит по сей день", - рассказывает Олег Бейзик.
Это была не вся месть. 23 августа на село сделали облаву. Отстреливали всех мужчин - в поле, на дороге.
Людей и воинов УПА похоронили родственник на кладбище. Сотник "Эм" погиб в том же году в ноябре в боях на Радехивщене. А в лесу, где была школа УПА, в 1991 году поставили памятный знак и каплицу где выбиты имена погибших, которых вспомнили люди. Местные говорят, энкаведистов никто не хоронил. Их просто зарыли в одной яме под штрекою - железнодорожным полотном, и до сих пор они где-то там лежат.
Жители Пирятина ютились в уцелевших хатах, копали землянки, ставили шалаши. Деревни не покидали.
Сейчас по инициативе Бейзика снят черновой вариант первого документального фильма о Пирятинской трагедии.
Комментарии