В следующем году Украина переходит на новую систему работы медицинской отрасли. Реформа продлится три года. В 2017-м изменения коснутся первичного звена медицины - терапевтов, педиатров и семейных врачей.
Как будет работать система, рассказал заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк, один из авторов медицинской реформы.
- Мы внедряем так называемую "британскую" модель, с учетом украинских реалий. Ее рекомендует Всемирная организация здравоохранения для развивающихся стран. Подобная система работает в Италии, Испании, Скандинавских странах.
В Польше на нее переходят. В начале они скопировали немецкую систему финансирования, когда работодатель платит налог на медицину. Но это не пошло. И сегодня их система меняется в сторону того, что хотим сделать мы.
Сколько времени разрабатывали реформу?
- Я принимал участие в активной фазе разработки около полутора года. Работал с международными организациями. Особенно помогал европейский офис Всемирной организации здравоохранения. Мы изучали страны, имеющие подобный уровень внутреннего валового продукта. Больше всего ценного взяли из Таиланда, Мексики, Филиппин, Индонезии. Из европейских стран - из Эстонии и Венгрии. Все это страны, которые сделали реформы давно.
Сколько этапов реформы?
- Предусмотрены три этапа. Первый - заработает в 2017 году и коснется первичного звена медицины. Это семейные врачи, терапевты и педиатры.
С 2018 года на новую систему будут переходить врачи-специалисты. Это кардиологи, офтальмологи, травматологи и другие, а также больницы.
Третий год, 2019-й, высокоспециализированная сфера. Институты рака, акушерства и гинекологии, эндокринологии и другие. Их сложнее финансировать, поэтому они будут заходить в систему, когда все остальное заработает. Нужно, чтобы мы от фундамента построили правильную систему маршрута пациента.
Что это такое?
- Украинцы не приучены ходить к семейному врачу. Сразу ищут специалистов. Есть недавний пример. У моего друга резко ухудшилось зрение. Он сходил к окулисту, а потом просил меня посоветовать специалиста. Спрашиваю: "Что с тобой?" - "За месяц один глаз перестал видеть". Говорю: "Друг, тебе не окулист нужен". В конце оказалось, что имел опухоль в мозге. Семейный врач сразу поймет, что надо бежать на МРТ (магнитно-резонансная терапия. - ГПУ).
Непрофильные пациенты переполняют больницы. 30-40 процентов там не должны быть. В мире "первичка" берет на себя 80 процентов пациентов. Поэтому мы и начинаем строить систему с нее.
Как эта система должна работать?
- Часто думают, что страховая модель - это когда люди покупают полис и делают взносы. В данном случае этого делать не нужно.
Все мы платим общие налоги - акцизы, НДС. Из них часть денег перечисляют, как страховой взнос на медицину. Это в Украине уже работает. Но сегодня деньги идут на содержание больниц, а мы будем платить врачам.
Деньги из налогов будут собираться в бюджете. Чтобы ими управлять, создают техническое агентство "Национальная служба здоровья" с представительствами в каждом регионе. Агентство средствами не владеет, а только управляет. Она будет заключать договоры с медицинскими учреждениями и частными практиками. Контролировать качество услуг, анализировать данные.
Почему мы так сделали? Для таких стран, как наша, характерный теневой сектор. Но общие налоги люди платят в полном объеме. Например, их отчисляют при покупке товара. Получается, что люди, которые заработали деньги в теневом секторе, все равно заплатили за медицину.
Как будут оплачивать услуги врачей?
- Что касается первичной помощи, то оплата зависит от договоров, которые они заключили с пациентом. За один - в среднем 210 гривен в год. Мы посчитали, что врач за 12 месяцев в среднем принимает две тысячи пациентов.
Это получается 35 тысяч гривен в месяц.
- 35 тысяч на одну врачебную практику: врач с двумя медсестрами. Мы не очень рады индивидуальным врачам. Заболел он, куда пациенту идти? Будем поддерживать групповые практики.
А если не наберут две тысячи пациентов? Райцентр или ФАП в селе. Будете закрывать?
- Я ездил в Днипро и Кропивницкий, общался с семейными врачами. Они говорили, что принимают больше людей. В государстве не хватает врачей первичного звена.
Один пациент может прийти раз в год, а другой - сто.
- Оплачивается и тот, кто много нуждается, и тот, кто мало. За детей и пожилых предусмотрены денежные надбавки. Эти люди отнимают больше времени и ресурсов.
Как пациент будет выбирать врача?
- Заключать договор с тем, кому доверяет. На первых порах со своим терапевтом в поликлинике. При заключении договоров врачи будут вносить пациентов в отдельную базу, чтобы те не приписывались к нескольким. Если не понравится качество обслуживания, пациент сможет расторгнуть договор и заключить с другим врачом.
Значит ли это, что поликлиник не будет?
- Врачи могут принимать в поликлиниках, частных кабинетах, где угодно, куда будут ходить пациенты. Если поликлиники покажут свою неперспективность - так и будет. Местные власти должны думать, что там сделать. С другой стороны, в поликлиниках есть свои преимущества. Там есть приборы и техника, коллеги, с которыми можно посоветоваться, бухгалтерия.
Какими услугами государство обеспечивает больных в первичном звене?
- Семейный врач будет выполнять три функции. Лечить болезни, которые не требуют сложного оборудования или узкого специалиста. Второе - делать профилактические осмотры. И третье - выдавать направления к узкому специалисту.
Мы хотим внести в этот список и анализы, но пока проводим расчеты.
Будет ли государство возмещать лекарства, и какие?
- Программа возмещения медицинских препаратов работать на всех этапах реформы. Конечная цель - оплачивать все лекарства, которые входят в перечень жизненно необходимых. Витамины она не должна финансировать.
На следующий год предлагаем начать с трех групп заболеваний: сердечно-сосудистых, диабета I и II типа и бронхиальной астмы.
Онкология финансируется за отдельными государственными программами.
Будут электронные медицинские карты?
- Постепенно - да. В электронной базе данных будут храниться все диагнозы пациента. Сегодня проблема в том, что каждый визит - вы будто новый человек. Пошли к семейному, как в первый раз. Для кардиолога - тоже. И опять собирает информацию о вас с самого рождения.
Реформа предусматривает соблюдение врачебных протоколов. Что это значит?
- Они уже работают, но пока не все их соблюдают. Агентство будет платить, чтобы врачи с ними работали. Оно будет проверять соответствие лечения.
Реформа заработает сразу во всех регионах?
- Да. Мы не хотим делать пилотные проекты. Но кто-то все равно будет лидером. Остальные подтягивать. Есть уже регионы, которые начинают готовиться. Я ездил в Харьковскую область. Там в Чугуевском районе есть инициативная группа по внедрению системы. К нам приезжали представители Житомира. Днепр уже готов.
Нужны дополнительные средства на реализацию реформы.
- Первый этап хотим начать без дополнительных средств. По нашим расчетам хватит тех, что есть. Следующие - без дополнительного финансирования ввести не получится, они дорогие.
А изменения в законодательство?
- Небольшие. Прежде всего в Бюджетный кодекс. Этого достаточно для начала. Чтобы вся страховая система заработала, нужен отдельный закон. Но мы хотим, чтобы он разрабатывался своим темпом. Это не тот случай, когда нужно спешить.
Чего нам стоит ожидать с 1 января?
- Резких изменений не будет. Небо на землю не упадет. С какого-то момента мы объявим врачам, что надо заключать договора с пациентами. Это не обязательно с 1 января, вероятно - с середины года.
Врач работает, как и работал. С каждым новым пациентом заключает соглашения. А потом, с определенного числа, оплата будет происходить только на основании этих соглашений, чтобы мотивировать врача не откладывать это на пять лет.
Конечная цель реформы, чтобы пациенты были финансово защищены. Болезнь не только неприятная физически, но бьет по карману. В Украине болезни - одна из главных причин, почему люди попадают за черту бедности. От этого недоверие к государству и потери экономики. Если 80 процентов больных вылечим на первичном звене, как это происходит в развитых странах, сможем сэкономить средства на лечение тяжелых болезней.
Комментарии
3