Зачастую родителей волнует, как хвалить ребенка, чтобы не перехвалить и не навредить его самооценке. Но лучше задаться вопросом, как правильно критиковать подростка и ребенка любых возрастов. Ведь не все из нас умеют это делать безболезненно для критикуемого.
Как и похвала, так и критика для детей младшего возраста и подростков имеет основные правила. В любом случае, фразы а-ля "мне не нравится", "Это плохо" и другие проявления якобы критики не являются ею на самом деле. Это просто субъективное "фе", которое может задеть ребенка.
Критика должна быть доброжелательной, нацеленной на помощь и главное – аргументированной. Тогда и научить ребенка правильно реагировать на критику будет проще. Психотерапевт Екатерина Сигитова рассказала об "этикете" критики. Ее советы можно применить к подросткам.
Итак, что такое критика? Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта и даже человека, с указанием возможностей улучшения.
Какая у критики цель? Как ни странно, но помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции "плечом к плечу".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детей раздражает, когда родители выставляют их фото в соцсетях
Признаки хорошей критики
• она исходит из позиции "плечом к плечу с автором";
• она уважительна, то есть принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
• она мотивирует на изменения;
• она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
• она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое эго, чтобы донести свою мысль.
Как правильно критиковать подростка
1. Начните с чего-то положительного и качественно его похвалите. Важно сделать это искренне, то есть действительно найти в предмете критики хорошее, и подробно написать, почему вам это кажется важным. Фальшивая похвала легко распознаётся.
2. Уберите все ваши негативные эмоции в сторону, чтобы не вызвать срабатывание защиты. Не подавляйте чувства совсем – просто отложите на время, так как они вам будут мешать.
3. Если ваша критика устная - используйте тёплые подкрепления, позитивный язык тела, улыбку. Дайте почувствовать вашу доброжелательность. Если письменная – то же самое, в пределах возможностей печатного текста.
4. Когда приступаете собственно к пунктам замечаний, вместо указательных предложений используйте Я-сообщения: вместо "вы не правы" – "я не согласен". Так вы избежите обвинительного тона.
5. Будьте как можно более точны и детальны в описании сути, того, что надо поменять и улучшить. Чем подробнее – тем лучше.
6. Делайте акцент на поведении/продукте/творении, а не на самом человеке. Так вы сохраните его от чувства "я какой-то неправильный, пойду лучше полежу в кустах".
7. Постарайтесь войти в позицию критикуемого, искренне примерить шкуру того, кто уже хорошо потрудился - а не вещать, как всё плохо, из своей позиции. Иногда после этого становится понятно, что какие-то пункты вашей критики легче озвучить, чем сделать, если учесть всё, что уже учёл он. А некоторые нужно делать иначе, чем вам кажется.
8. Не говорите слишком много сразу. Ограничьтесь двумя-тремя пунктами, остальные можно добавить, если будет диалог.
9. Давайте готовые решения, то есть советы по процессу, которые можно прямо сразу взять и использовать. Если готовых нет – придумайте хотя бы одно, пусть даже сырое. Это облегчит критикуемому задачу.
10. Обязательно закончите чем-то положительным, и снова - хвалите качественно и подробно. Чем лучше погладите в начале и в конце, тем лучше будет воспринято то, что в середине.
И, пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства – помочь кому-то стать лучше, исправить проблему. Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не тешите свое эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте: действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы ПРАВДА хотите помочь - убедитесь, что ваш критика содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика – как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу.
С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом критикуемый не получает "бесплатного бонуса" в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.