понедельник, 27 февраля 2017 14:12
EMA

"Вам звонят из банка". Как распознать телефонного мошенника

"Вам звонят из банка". Как распознать телефонного мошенника

На самом деле "звонить" могут откуда угодно: из благотворительной организации или от волонтеров, из Пенсионного фонда или управления соцзащиты, из полиции, прокуратуры и даже СБУ. Однако чаще всего представляются именно "работниками банка" - этот сценарий преступники используют в 94% случаев телефонного мошенничества. (Официально оно называется вишингом: от англ. voice - "голос"; fishing - "рыбалка".)

Впрочем, кем бы ни назывались собеседники-воры, цель у них одна - заставить человека назвать данные платежной карты (номер, срок действия и трехзначный код СVV2/CVC2 на оборотной стороне), а также сообщить одноразовый пароль с банковского sms-сообщения, снять лимиты на операции по платежной карте. Все это нужно преступнику, чтобы потом украсть деньги со счета доверчивого украинца.

Интересный факт: по данным опроса gemiusAdHoc, проведенного компанией Gemius, 77% украинских интернет-пользователей в возрасте от 14 до 69 лет, у которых есть платежная банковская карточка, знают, что никому нельзя сообщать реквизиты карты и секретные коды с sms-сообщений от банка . Однако 76% украинцев в разговоре с телефонным вором эту информацию таки разглашают. Почему? Потому что мошенники "давят" на действенные "кнопки": страх и желание человека получить какую-то выгоду, не прилагая никаких усилий. Причем все подается официально и серьезно - преступники обычно прикрываются названиями государственных учреждений, правоохранительных органов, банков.

"Утром пришла sms-ка о том, что уже есть пенсия, - рассказывает 65-летняя Ирина Ивановна из Херсонской области. - Думала на следующий день сходить снять. А после обеда позвонили якобы из службы безопасности банка и сказали, что мой счет заблокирован, поэтому что его пытались сломать. Что бы разблокировать, я должна назвать карточные реквизиты. Помню, что от испуга не сразу нашла очки и карточку, но меня успокаивали, что счет заблокировали вовремя, и воры не успели перевести средства. Я все продиктовала, меня заверили, что к утру карточку разблокируют, и я смогу получить пенсию. На следующий день пошла в банкомат, но на счету уже были нули. Позвонила в банк - там мне сказали, что звонили на самом деле мошенники, а не служба безопасности банка".

53-летней Валентине Николаевне из Черниговской области повезло больше: она хотя и поверила ворам, сообщить конфиденциальную информацию не успела. "Мне позвонил мужчина, который представился сотрудником Службы безопасности Украины, - вспоминает Валентина. - Назвал и должность, и звание. Сказал, что должен проверить мою карточку, потому что есть подозрение, что ее используют для отмывания средств. А для проверки ему надо знать номер карты, срок ее действия и три цифры кода безопасности на обратной стороне. Честно - не знаю, как бы я повела себя и что бы рассказала "эсбэушнику", если бы мой сын не работал в СБУ. Предполагаю, что в итоге продиктовала бы данные: человек говорил очень убедительно, грамотно, на хорошем украинском языке. Несколько раз повторил, что меня могут привлечь к ответственности как сообщницу отмывания денег, если я скрою информацию. Я испугалась и, разумеется, решила быстрее связаться с сыном. Сказала собеседнику, что не знаю всех этих юридических тонкостей, но у меня сын в СБУ, сейчас ему позвоню, и он перезвонит. Понятно, что со мной быстро попрощались, а через десять минут телефон уже был "вне зоны", и сын никому не дозвонился".

С подобными историями часто звонят не только фальшивые "работники службы безопасности банка" и "эсбэушники", но и фальшивые "полицейские", "работники прокуратуры" и "представители Нацбанка Украины". Они обычно сначала чем-то запугивают, потом говорят о необходимости проверки/разблокировки карты и начинают требовать ее реквизиты. Говорят тревожно и поспешно, настаивают и давят.

А вот у мошенников, которые представляются сотрудниками кредитных отделов банка, работниками Пенсионного фонда или социальной службы, представителями благотворительных и волонтерских организаций другой сценарий и другая тактика - они не запугивают, а сообщают о каких-то перерасчетах-начислениях (пенсий, социальных выплат, субсидий, выплат по кредиту, благотворительной помощи). Мол, "раньше вам что-то не так считали, а теперь сделали перерасчет - и вы должны получать больше (платить меньше). Дайте данные вашей карты, чтобы вам перечислили то, что вы недополучили (вернули переплаченное). И простите за ошибку". Или вариант с "благодетелями": "Такой-то фонд сейчас занимается пенсионерами, и вам выделена материальная помощь. Нужны ваши карточные реквизиты для перечисления". Ну как же тут не продиктовать?!

С "радостной новостью" звонят своим жертвам и мошенники, которые разыгрывают сценарий "вы выиграли в лотерею". Разговор стандартный: "Поздравляем, вы выиграли! Продиктуйте данные карточки, мы перечислим выигрыш". В состоянии эйфории от выигрыша некоторые забывают, что, во-первых, к чему угодно бесплатному надо относиться с осторожностью; во-вторых - для зачисления денег на карту достаточно знать ее номер. Ни срок действия, ни тем более трехзначный код СVV2/CVC2 на обратной стороне карточки для осуществления операции не нужны.

Это, кстати, стоит запомнить и людям, которые часто продают товар на сайтах частных объявлений типа OLX. Сейчас много мошенников "переключились" на пользователей этих ресурсов. Схема примерно такая: вы публикуете объявление о продаже, например, детской кровати. Вам звонит "покупатель", говорит, что забирает товар и готов все заплатить на карточку: "Говорите номер!" Затем перезванивает и просит назвать еще и срок действия карты и три цифры кода безопасности на обороте, мол, без этого у него не засчитывается платеж, потому что платит юридическое лицо (или называет какую-то другую малопонятную причину). Кстати, часто перезванивает уже не один "покупатель", а якобы работник банка, через который должен пройти платеж, но не проходит. Продавец обычно рад, что товар покупают, и без колебаний диктует реквизиты. Поэтому повторяем еще раз - срок действия карты и трехзначный код СVV2/CVC2 на ее обратной стороне нельзя никому сообщать! Ни полисмену, ни инспектору по ПФУ, ни прокурору, ни банковском сотруднику, ни чиновнику из администрации. Впрочем, они и не спросят.

"Ни один из представителей правоохранительных органов, органов власти и банковских учреждений никогда, даже при форс-мажорных обстоятельствах, не позвонит с просьбой предоставить все карточные данные, одноразовые пароли подтверждения операций из банковских sms-сообщений или пароль доступа к системе интернет-банкинга, - рассказывает Александр Карпов, директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, которая при поддержке Государственного департамента США реализует сейчас в Украине Национальную программу содействия безопасности электронных платежей и карточных расчетов Safe Card. - Если слышите такую ​​просьбу, знайте - вам звонят мошенники. Что делать? Во-первых, немедленно закончите разговор. Во-вторых, не паникуйте и уточните информацию. Если звонили по поводу счета или карты, позвоните в банк по телефону, который указан на карточке или на официальном сайте банка. Если звонили якобы из государственного учреждения, найдите номер на официальном сайте и позвоните, чтобы убедиться, что вас беспокоили именно оттуда".

Эти простые советы помогут избежать ограбления. Вы все-таки не разобрались и успели передать мошенникам карточные реквизиты? Тогда следует немедленно заблокировать карту и написать заявление в банк, который ее выпустил, и заявление в киберполицию (это можно сделать на сайте киберполиции в разделе "Обратная связь").

Сейчас вы читаете новость «"Вам звонят из банка". Как распознать телефонного мошенника». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть