Ексклюзивы
среда, 01 июля 2020 18:21

Такие решения всегда порождают махинации и взяточничество - эксперт об отмене ВНО для донецких

Такие решения всегда порождают махинации и взяточничество - эксперт об отмене ВНО для донецких
Прокомментировали решение насчет отмены ВНО. Фото: 112.ua

Выпускникам школ с оккупированных территорий Донбасса хотят разрешить поступать в высшие учебные заведения без сдачи внешнего независимого оценивания. Такая льгота с 2016 года у жителей захваченного россиянами Крыма.

Рассмотрение законопроекта №3734 "О внесении изменений в закон "О высшем образовании", который это предусматривает, инициировал президент Владимир Зеленский. Народные депутаты вынесут его на повестку дня после получения решения профильного комитета.

- Для крымских абитуриентов программа предусматривала отдельное получения украинского аттестата. Также надо пройти определенные процедуры при поступлении. Какие изменения планируют сейчас, зависит от поправок народных депутатов и окончательного решения, - говорит образовательный эксперт и заслуженный учитель Украины Виктор Громовой, 57 лет.

Насколько это решение рациональное?

Трудно назвать его рациональным. Власть преследует популистские цели. Прикрывается идеей интеграции оккупированных территорий в Украине. Не думаю, что это сработает. Потому что нет реальных рычагов интеграции, а Россия заинтересована в том, чтобы "заморозить" нас на десятилетия.

Как это может повлиять на наше образование, его доступность?

ВНО дало шанс умным детям поступать на бесплатное обучение на дорогие специальности в лучшие университеты. Это изменило контингент в престижных вузах в последние 10 лет, когда ученики с периферии, которые прекрасно сдали внешнее оценивание, оказались на бюджетах в вожделенных учебных заведениях.
Любые льготники, то ли сельская местность, то ли из оккупированных территорий - это не всегда хорошо. Для них необходимо создать адаптационные программы, которые могли бы дать детям то, чего не дали, например, сельские учителя. Но делать обходные пути для поступления - это дискредитирует саму идею ВНО.
Нынешние предложения власти для образования и его доступности ничего хорошего не дадут. Принцип - можно обходить ВНО и искать другие пути - плохой. Не может быть равных и еще более равных. Такие решения всегда порождают махинации и взяточничество.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Все образование теперь в статусе и. о." - как нового руководителя МОН встретили в сетях

А для укрепления государства, ассимиляции молодежи из разных уголков Украины?

Если бы я был полковником ГРУ России, работающим на оккупированных территориях, то воспользовался бы этим привилегиями для развертывания агентуры в Украине. Современная молодежь так называемых ДНР и ЛНР уже 6 лет находится под жестким промыванием мозгов "русского мира". Мы должны понимать - не все будут въезжать на нашу территорию с добрыми намерениями.

Можно ли это считать первым шагом к отмене ВНО вообще?

Не думаю, что ВНО отменят. Но сам прецедент нахождения обходных путей - плохой. Конечно, уязвимые категории есть, но их надо поддерживать по-другому.

Какая реакция людей на такое решение? И не спровоцирует ли это дополнительные конфликты?

Объясню на примере. К нам обратилась переселенка, которая в 2014 году покинула оккупированные территории и сейчас налаживает свою жизнь здесь. У нее ребенок-абитуриент. Платит налоги в украинский бюджет. В то же время на оккупированной территории остались знакомые, которые платят налог террористическим организациям. И теперь они смогут отдать ребенка без ВНО в украинский вуз. И где в этом справедливость и честность, когда человек, финансирующий налогами террористические организации, получает привилегии перед теми, кто предпочел Украину? Конечно, это будет порождать негативное отношение к привилегированным. И вместо их интеграции получим негатив и предубеждения. Более того, такие решения закладывают конфликты между студентами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Будут ли работать школы осенью дистанционно

Как сделать систему поступления в высшие учебные заведения справедливой?

Не стоит делать равных и равнее и придумывать исключения из правил. Образование не является социальным даром. Его нельзя дать, его нужно получить. А для этого необходим соответствующий уровень подготовки.
Поэтому стоит делать акцент не на упрощенном поступлении, а на повышении образовательного уровня уязвимых или в чем-то обделенных категорий. Сироты не могут заниматься с репетиторами, а также у них не всегда есть доступ к компьютерам для онлайн-образования. Сюда также относятся дети с инвалидностью и представители некоторых национальных меньшинств. Например, существует программа интеграции цыган, однако ее трудно реализовать.
Лучшее решение - создавать бесплатные программы для тех, кто желает учиться. Пусть на подготовку уйдет год или два, но такой человек получит возможность изучить необходимый для сдачи ВНО материал.

Как быть с детьми с оккупированных территорий?

Им надо помогать получать доступ к нашим образовательным программам. Возможно, необходимо дать адаптационный год для обучения и сдачи государственной итоговой аттестации. Они бы могли получить украинский аттестат, поступать на равных со всеми абитуриентами и претендовать на бюджетные или небюджетные места. Можно найти много способов, как поддержать людей, которые действительно хотели быть украинцами и работать на благо государства. Надо отсечь тех, кого будет засылать ГРУ, и жестко отслеживать.
Сейчас ситуация с образовательным уровнем учеников на Донбассе сложная. На оккупированных территориях давно перешли на стандарты России. И они существенно отличаются от наших. Например, там уже 6 лет не изучают украинский язык и историю Украины. Затем возникнет вопрос о преподавание на русском тем, кто не изучал украинский язык.

Поможет ли опыт других стран?

Конечно, но у нас на него почему-то не обращают внимания. В Германии, если там, например, захочет учиться украинец, ему предложат отличный вариант. Он проучится год-два в немецкой школе, сдаст экзамен, аналог нашего ВНО. И потом на равных основаниях вступит вместе с другими абитуриентами. На протяжении обучения-подготовки к экзамену государство платит социальную помощь. Проблем или дискриминации не возникает.
Также можно изучить опыт стран, где уже десятки лет существуют собственные "ДНР и ЛНР". Это, например, Приднестровье в Молдове или Косово в Сербии.

Владимир Зеленский подписал закон об освобождении 11-классников от обязательной государственной итоговой аттестации.

Об этом сообщается на официальном сайте главы государства.

Сейчас вы читаете новость «Такие решения всегда порождают махинации и взяточничество - эксперт об отмене ВНО для донецких». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 4069
Голосование Стоит ли с детьми учить уроки?
  • Ни в коем случае не надо
  • Всегда нужно
  • Надо до 5 класса
  • Нужно, если ребенок заработал плохую оценку
  • Нужно только проверять выполненное задание
  • Надо, если об этом будет умолять ребенок
Просмотреть