среда, 15 февраля 2017 18:40

Стоит ли объединять предметы в школе - мнения специалистов

Со следующего года Министерство образования планирует объединить предметы в 10-11 классах. В случае принятия документа появятся интегрированные предметы "литература", "история", "человек и общество" и "математика". В Минобразования свое решение обосновывают тем, что в старшей школе ребенок должен обязательно получить целостную картину мира.

Gazeta.ua поинтересовалась, как к такому объединению относятся педагоги.

Виктор Громовой, 54 года, г. Кропивницкий, образовательный эксперт:

Во всем мире нет отдельно курса зарубежной и отечественной литературы. У нас есть. После распада Советского Союза нужно было куда-то деть учителей русской литературы. У нас переименовали русскую литературу в зарубежную, добавили к русским классикам мировых - и новый предмет готов. В мире такого нет и не может быть. Есть общий курс литературы. Задача этого предмета - будить в ребенке чувство прекрасного, развивать творческое воображение ребенка. Не имеет значения: это будут делать произведения Тараса Шевченко или Марка Твена. Важно развивать те стратегические задачи. Нельзя отрывать от мирового контекста украинскую литературу. Легче всего ничего не изменять, но надо двигаться вперед. В планах министерства внедрить интегрированные курсы с сентября следующего года. Хотя мы живем в не прогнозируемой стране, это реформирование состоится обязательно. Не может быть, что весь мир идет не в ногу, а мы идем в ногу. Мы не должны учить мир и навязывать что-то свое. Надо переходить на общеевропейские подходы, если хотим стать частью цивилизованного мира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Школы будут отчитываться о трате благотворительных взносов

Диана Мельникова, 29 лет, Киев, учительница украинского языка и литературы:

Если грамотно провести такую ​​реформу и адекватно изменить программу по литературе, инициатива может быть очень эффективной. Во-первых, сегодняшняя школьная система образования изжила себя. Во-вторых, реальна проблема незаинтересованности учеников именно в чтении украинских произведений. Причина этого - не в отсутствии хороших, а то и шедевральных текстов в нашей литературе, а в школьной программе, построенной неадекватно интересам детей. В-третьих, любая национальная литература вряд ли выдержит конкуренцию с интегрированным курсом зарубежки, где из литератур разных стран избрано лучшее. Моя практика показывает, что дети любят как предмет больше мировую литературу. Очевидно, из-за тематического и культурного разнообразия в том числе.

Автор: Фото с osvita.ua
 

Сейчас многие произведения не всегда понятны детям, а на их рассмотрение отводят один-два урока. Объединив эти курсы в один, увеличив часы для такого предмета вдвое, чтобы иметь возможность отобрать самые интересные, самые лучшие произведения как украинских, так и мировых авторов. Благодаря совместному тематическому блоку можно будет проследить развитие литературного рода, стиля, жанра, основные тенденции в мире и Украине. Ученики будут иметь разнообразие текстов и лучшее представление о развитии литературы. Такой интеграционный подход усилит интерес к украинской литературе при условии грамотного подхода и модернизации программы.

Украинский язык предлагают также "убрать" как предмет и объединить с литературой. Не вижу это возможным. Львиную долю изучения языка в школе составляет языковедческий аспект, и каким образом это вплетется в курс литературы - неизвестно. Да, возможно, следует увеличить количество уроков развития речи, чтобы дети прежде всего научились грамотно писать и говорить, выражать свои мысли. А некоторые моменты в языковедческом подходе упростить и оставить для студентов-филологов. Но, по моему мнению, никак не убрать язык как предмет совсем.

Татьяна Коширец, 33 года, г. Луцк, учительница истории:

В школе курсы истории Украины и всемирной истории преподают в старших классах как два отдельных предмета. Считаю, что так и должно быть. Человек, который живет в Украине и уважает себя, должен знать и говорить на языке страны, в которой проживает, и знать историю этой страны. Конечно, основным документом, которым в своей работе руководствуется учитель-предметник, является программа Минобразования. Но то, как материал подают в рамках изучения курса, какие подходы избирают для его освещения, во многом зависит от отношения и убеждений учителя. Отношение к государству, его символике, патриотические ценности закладывают в семье и в процессе получения школьного образования. Поэтому история Украины - это один из тех предметов, которые дают благодатную основу для патриотического воспитания молодежи. События на Донбассе показали, что сильное влияние "восточного соседа" проявилось и на уровне образования, изучения истории родной страны. Конечно, "украинскую историю нельзя читать без брома", - писал Винниченко.

Я убеждена, что акцент нужно делать на тех событиях, которые будут формировать чувство гордости и ответственности за свою страну. Нельзя упустить шансы на независимость и ее эволюцию, поскольку, став независимой, страна утвердиться в таком статусе. Разделяю мнение историка Ярослава Грицака, который в интервью сказал: "Украина имела три окна возможностей - третье теперь, и все три - выпустила. Сейчас она переходит в свой привычный режим: выживать...". Даже, если Украина останется единственной страной в мире, в которой в школе отдельно будут изучать курс истории своего государства, это отнюдь не будет свидетельствовать о архаичности образовательных реформ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обновят программы по информатике для пятых-девятых классов

Ирина Власенко, 51 год, Киев, учительница зарубежной литературы:

На мой взгляд, это снова языковой вопрос. Его обострение сейчас неуместно. Что касается моего личного отношения к предмету "литература в школе", то это должен быть один предмет. В нем более подробно надо рассматривать украинскую как национальную литературу и основные весомые в культурологическом плане имена и произведения, течения и направления мирового литературного процесса. Конечно, иногда украинская будет более бледной на мировом фоне. Опасения, видимо, имеют основания быть. Поэтому, чтобы не утонула украинская литература в мировой, может, стоит изучать ее отдельно. По крайней мере, сейчас литература не должна быть идеологией. Это искусство, которое находится вне политики в пространстве вечных человеческих ценностей. Поэтому изучать ее нужно как вид искусства и школу жизни. Эта интеграция - очень сложный вопрос. Кто должен решать, что изучать, а что нет, не знаю. Иногда сердце разрывается от решений госстандарта.

Сейчас вы читаете новость «Стоит ли объединять предметы в школе - мнения специалистов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

7

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 4069
Голосование Стоит ли с детьми учить уроки?
  • Ни в коем случае не надо
  • Всегда нужно
  • Надо до 5 класса
  • Нужно, если ребенок заработал плохую оценку
  • Нужно только проверять выполненное задание
  • Надо, если об этом будет умолять ребенок
Просмотреть