"Укрзализныця" планирует в течение апреля этого года осуществить ряд проектов для внедрения ускоренного движения поездов. Среди запланированных мероприятий - полная модернизация пути и запуск в эксплуатацию скоростных поездов "Skoda" и "Hyundai".
"Сейчас вся проблема - устаревший парк вагонов, что часто не отражено в отчетности компании, - отметил Олег Иванец, экономист инвестиционной группы "АРТ Капитал". - "Укрзализныця"считается крупнейшей и наиболее привлекательной компанией не только в Украине, но и во всей Восточной Европе. Ее оцениваю больше, чем "Нафтогаз".
Однако, по его словам, у нее две проблемы.
"Первая - организационно-техническая проблема. "Укразализныця"- это государственная структура, активы которой принадлежат ее региональным подразделениям. Инвесторы не дадут деньги структуре без активов. Поэтому либо у нас будет реформирование, и она станет корпорацией, напрямую владеет активами. Или деньги будут привлекаться через региональные подразделения. Это первая проблема и решается она просто. Вторая проблема - тарифы. Тарифы на перевозки, как и многие другие тарифы в Украине, не покрывают убытки. Здесь есть несколько проблем. Если мы говорим о пассажирских перевозках, то здесь тарифы более или менее рыночные. Их доля во всех перевозках незначительная. Плюс, повышать тарифы здесь трудно, поскольку это социальный вопрос. А он важен для политиков. Основная проблема тарифов - грузовые перевозки. В чем здесь проблема? Заниженные грузовые тарифы "Укрзализныци" выгодные олигархам. За счет эксплуатации "Укрзализныци" из-за заниженных тарифов они могут делать свой частный доход. Т.е. расходы ложатся на плечи всех налогоплательщиков, а прибыль - только олигархам. Это значительная проблема для сегодняшней "УЗ", которая мешает модернизации украинских железных дорог", - рассказал эксперт.
По мнению аналитика, остается один выход - привлечение частного капитала.
"Здесь очень много рисков для все сторон - как для государственной монополии, так и для частного инвестора. При слабом государстве очень сложно что-то гарантировать: частным инвесторам - право на доход, государственному монополисту - право оставаться и государственным, и монополистом. Но это единственный выход, хотя в этом направлении не было проведено серьезной аналитической работы", - подытожил Иванец.
Комментарии