С начала 2021 года украинцы купили 936 тыс. автомобилей - больше всего за последние 10 лет. Данные были зафиксированы на площадке по продаже автомобилей RST.ua и в Укравтопроме.
На каждую новую машину приходится 10 подержанных - за 10 месяцев украинцы приобрели почти 84,1 тыс. легковушек из салона и 851 тыс. с рук. В сентябре зафиксировали абсолютный рекорд - автовладельцами стали 143 379 украинцев.
Российские ВАЗ ушли в прошлое
10-12 лет назад украинцы чаще всего покупали новые российские ВАЗ, отечественные Daewoo Lanos, Chevrolet и чешские Skoda. Реже - корейские Kia и Hyundai, японские Mitsubishi и немецкие Volkswagen.
Предпочтения автовладельцев изменились. Среди новых автомобилей наиболее популярны сейчас модели японского производителя Toyota. В октябре украинцы купили 1244 таких. Чаще всего берут из-за устоявшегося стереотипа - Toyota не ломается.
На втором месте по популярности французская марка Renault с 926 проданными машинами, на третьем корейская Kia, 668 проданных машин. В топ-5 впервые оказалась китайская марка Chery. Украинцы приобрели 488 моделей этого бренда. За ней следует японский производитель Mitsubishi, продавший 456 машин.
Чаще всего берут из-за устоявшегося стереотипа - Toyota не ломается
Самой популярной новой моделью в Украине стал кроссовер Kia Sportage. Имеет удачный дизайн, высокое качество и относительно умеренную цену. Стоит от 543 тыс. грн.
"За последние годы спрос на новые бюджетные машины упал, - говорит автомобильный эксперт Тарас Брязгунов. - Потенциальные покупатели новых недорогих легковушек чаще выбирают подержанные автомобили высшего класса. Поэтому с украинского рынка почти исчезли французские модели В-класса".
Рост спроса на китайские Chery эксперт называет феноменом.
С украинского рынка почти исчезли французские модели В-класса
"Они выпустили шесть недорогих кроссоверов, - объясняет. - Дешевые, качественные, современные, отвечают требованиям потребителя. Все модели есть в достаточном количестве на складах, покупателям не нужно месяцами ждать".
Количество проданных новых автомобилей к концу года приблизится к 100 тыс.
"Но в последние недели продажи падают, в октябре купили на 18 процентов меньше, чем в сентябре, - объясняет эксперт. - Причина общемировая - нехватка микрочипов. В мире останавливаются фабрики, конвейеры, производственные линии. Некоторые модели украинцы ждут по несколько месяцев".
Пять-семь лет назад самыми популярными автомобильными кузовами среди украинцев были седаны и пятидверные хэтчбеки. Сейчас все больше берут кроссоверы: компактные, среднеразмерные, полноразмерные. Седаны отошли в прошлое, хэтчбеки теряют популярность.
Б/у Lanos, Volkswagen Passat и Skoda Octavia
Чаще украинцы выбирают подержанные машины - в сентябре купили 143 379 легковушек с пробегом. Это абсолютный рекорд продаж. Берут в основном Daewoo Lanos, Volkswagen Passat и Skoda Octavia.
Сейчас все больше берут кроссоверы: компактные, среднеразмерные, полноразмерные
Чаще всего украинцы ищут подержанные автомобили ценой от $5 тыс. до $6 тыс. - 135-160 тыс. грн. Такие результаты исследования опубликовала самая большая площадка объявлений OLX. Аналитики опросили более 10 000 респондентов.
"Новые и подержанные машины чаще всего покупают в городах-миллионниках - Киеве, Харькове, Одессе, Днепре, - отмечают аналитики сайта OLX. - Среди областей первое место по количеству продаж занимает Киевская. Хуже всего покупают в Житомирской, Черниговской, Сумской, Запорожской, Кировоградской, Николаевской и Херсонской областях.
Авто-бум спровоцировал коронавирус
Увеличение спроса на автомобили в Украине обусловлено рядом факторов. Важнейший - пандемия коронавируса COVID-19.
"Людям нужно передвигаться, – говорит автомобильный эксперт Тарас Брязгунов. - В общественном транспорте это опасно. Эпидемические ограничения усложнили передвижение. Люди стремятся к независимости, переходят на личный транспорт".
Второй причиной роста продаж является увеличение кредитных программ.
"Лет 10 назад средняя ставка по кредиту на новую легковушку была 17-19 процентов в год, сейчас - 7-9 процентов, - говорит Тарас Брязгунов. - На это частично повлияла уменьшенная инфляция и договоренности автосалонов с банками.
С 2020 года начали действовать совместные программы между банками и автосалонами. К примеру, автомобильная корпорация Stellantis продает 25% машин в кредит. Французский производитель Renault отдает машины подешевле, если их покупают в кредит. Скидка достигает $1 тыс. Многие салоны предлагают программы с практически нулевой процентной ставкой, если покупатель оплачивает половину стоимости машины сразу, а остальные в течение года".
Третьей причиной роста продаж автомобилей является вид оформления украинцев на рабочем месте. Сейчас все больше трудятся как физические лица-предприниматели, а не штатные работники компании. Таким людям банки предоставляют кредиты быстрее и проще.
Французский производитель Renault отдает машины подешевле, если их покупают в кредит
"Банкам легче проверить настоящие доходы и расходы предпринимателя", - объясняет Тарас Брязгунов.
Евробляхи и "битки" из США
С 2017-го подержанные автомобили существенно подешевели.
"В Украине их стало гораздо больше, 0 говорит автомобильный эксперт Тарас Брязгунов. - Их все чаще везут из Европы. Это так называемые евробляхи, которые потом растаможивают.
Обретает популярность схема привоза автомобилей с аукционов в США, так называемых битков. Там можно дешево купить свежий автомобиль, попавший в аварию. Американцам выгоднее продать ударенную машину на аукционе, чем восстанавливать".
Транспортный коллапс, километровые пробки и заоблачные цены на СТО
Увеличение количества легковых автомобилей приведет к ряду проблем.
"Самая первая и самая большая - это километровые пробки в городах-миллионниках, транспортный коллапс, - предупреждает Тарас Брязгунов. - Киев уже входит в топ-10 городов мира с самыми большими пробками. С каждым месяцем будет двигаться к лидерам этого списка. Такие же проблемы настигнут Днепр, Одессу, Харьков, Львов. С каждым днем острее будет проблема стоянок".
В Украине до сих пор нет государственной стратегии по избежанию транспортного коллапса.
"По всей стране строят не новые дороги, а реставрируют старые по старому стандарту - по одной полосе в каждом направлении, без подземных пешеходных переходов, современных развязок, - говорит автоэксперт. - Недавно мэр Киева Виталий Кличко презентовал новую транспортную стратегию города. Предусматривает оплату за стоянку во дворах и обочинах, перехваточные парковки. Эффект трудно спрогнозировать. В Киеве сегодня есть семь перехватывающих паркингов возле метро. Надлежащим образом не работают, потому что рассчитаны на малое количество машин. До сих пор не решили проблему транзита грузовиков через столицу. Киеву нужна новая большая кольцевая дорога.
Американцам выгоднее продать ударенную машину на аукционе, чем восстанавливать
Увеличение количества автомобилей спровоцирует удорожание услуг автомастерских, моек, шиномонтажей.
"Стоимость работ на СТО в Украине ежегодно растет. Но все равно стоят дешевле, чем во Франции, Германии, Италии, Австрии. Дорогое обслуживание - главная причина, почему европейцы избавляются от подержанных машин. Им выгоднее купить новую, чем чинить старую".
В мае 2021 года в Украине резко возрос показатель продаж новых автомобилей - украинцы приобрели более 8,5 тыс. машин, сообщает Укравтопром. По сравнению с маем прошлого года спрос вырос на 43%. Это самый высокий майский результат с 2013-го.
Комментарии