По сравнению с 21 ноября 2013 года, когда начались протесты на Майдане, и сегодняшним днем Украина существенно потеряла в операционных показателях, правда, параллельно улучшила стратегические и поднялась на несколько позиций в международных рейтингах.
К годовщине на чала Революции достоинства журнал "Forbes. Украина" сравнил основные макроэкономические показатели и индексы Украины до и после победы Майдана и пришел к выводу, что демократия – не всегда, или не сразу, синоним процветания.
"Наш опыт в Восточной Европе свидетельствует, что демократия не всегда приходит с экономическим процветанием. Период изменений может занять 3-5 лет", – сказал Ян Томбинский, посол, глава представительства ЕС в Украине, выступая на 5-м Украинском инвестфоруме "Эволюция после революции".
За год со дня начала протестов, переросших в революцию, курс доллара в Украине вырос почти вдвое - с 7,99/8,22 до 15,15/15,82. Таким образом средняя заработная плата снизилась с 408 до 230 долларов США. Инфляция за январь-октябрь 2013 года составила -0,2%, за аналогичный период 2014 - 19%.
Номинальный ВВП за I полугодие 2013 года составил 82088,7 млн дол., а 2014 года - 45432,7 млн дол. (без учета оккупированного Крыма). Золотовалютные резервы по состоянию на 1 октября 2013 года были равны 21639,86 млн дол., а в то же время 2014 года - 16385,24 млн дол.
При этом госдолг Украины по состоянию на 30 сентября этого года достиг 74295 млн дол. (в 2013 году - 69060 млн дол.).
В то же время за год Украина поднялась в нескольких международных рейтингах. Так Украине удалось подняться со 112 на 96 место в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business Report.
Владимир Дубровский, старший экономист "Case Украина", отмечает, что от резких изменений в первый год после революции закономерно следовало ожидать отрицательного эффекта: "В нашем случае этот отрицательный эффект в значительной степени связан с разрывом экономических отношений с Российской Федерацией, иначе и быть не могло".
По его словам, это охлаждение началось не синхронно с Майданом, а раньше – с августа прошлого года, когда Виктор Янукович объявил о намерениях подписать соглашение об ассоциации с ЕС. "Немедленной реакцией России были тогда еще замаскированные санкции против украинских предприятий, например, отказ покупать украинские вагоны. Это было немедленной предупредительной реакцией, которая уже тогда была существенной, достаточно болезненной для экономики", - напоминает Дубровский.
Потери были частично компенсированы помощью международных доноров. "Но ситуация в стране может быть стабилизирована только при условии скоординированных усилий извне и внутри самой Украины", – подчеркивает он.
Комментарии
17